С другой стороны, этот фильм можно легко осудить как националистический. Мол, поляки такие подозрительно хорошие. Наши патриоты легко снимут фильм про нехороших ляхов. Например - 1612. Были нехорошие страницы в польской истории? А у кого их не было? Гармаш привнесён чисто из политкорректности, чтобы показать, что не все русские плохие. Старый американский приём: главные герои должны быть и белыми, и чёрными. Как и главные злодеи. Ладно, чёрт с ней - с политкорректностью. Главное, что фильм показывает, как история цепляет настоящее, как одно событие порождает другое, как умалчиваемые или соответствующим образом интерпретируемые исторические факты порождают соответствующую современность. Важны не только исторические факты. Гораздо важнее их интерпретация. Очень хорошо в фильме показано, как советская интерпретация искажает факты. Победители пишут историю - это правда. Но если победители ТАК пишут историю, как писали в СССР, то их поражение неизбежно...
вторник, 13 апреля 2010 г.
Фильм Анджея Вайды "Катынь"
Вчера посмотрел фильм Анджея Вайды "Катынь". Неплохо сделано. Без особых наворотов и спецэффектов, но очень неплохо. Классическая драма, рассказывающая о судьбе четырёх офицеров, расстрелянных в Катыни, и достаточно подробно о судьбе их семей. Особенно мне понравился последний поворот сюжета, когда вдова получает дневник своего мужа. Дневник оканчивается утром перед расстрелом. И собственно финальные кадры самого расстрела. Очень символично: история возвращается, как бы мы не хотели от неё отказаться, исказить, предать забвению. Конечно, можно позубоскалить по поводу того, что пленным разрешали иметь ножи. Насколько я помню, Солженицын писал, что все ножи отнимали. Ну, может, для пленных из Польши делали исключение? Надо проконсультироваться у специалистов.
С другой стороны, этот фильм можно легко осудить как националистический. Мол, поляки такие подозрительно хорошие. Наши патриоты легко снимут фильм про нехороших ляхов. Например - 1612. Были нехорошие страницы в польской истории? А у кого их не было? Гармаш привнесён чисто из политкорректности, чтобы показать, что не все русские плохие. Старый американский приём: главные герои должны быть и белыми, и чёрными. Как и главные злодеи. Ладно, чёрт с ней - с политкорректностью. Главное, что фильм показывает, как история цепляет настоящее, как одно событие порождает другое, как умалчиваемые или соответствующим образом интерпретируемые исторические факты порождают соответствующую современность. Важны не только исторические факты. Гораздо важнее их интерпретация. Очень хорошо в фильме показано, как советская интерпретация искажает факты. Победители пишут историю - это правда. Но если победители ТАК пишут историю, как писали в СССР, то их поражение неизбежно...
С другой стороны, этот фильм можно легко осудить как националистический. Мол, поляки такие подозрительно хорошие. Наши патриоты легко снимут фильм про нехороших ляхов. Например - 1612. Были нехорошие страницы в польской истории? А у кого их не было? Гармаш привнесён чисто из политкорректности, чтобы показать, что не все русские плохие. Старый американский приём: главные герои должны быть и белыми, и чёрными. Как и главные злодеи. Ладно, чёрт с ней - с политкорректностью. Главное, что фильм показывает, как история цепляет настоящее, как одно событие порождает другое, как умалчиваемые или соответствующим образом интерпретируемые исторические факты порождают соответствующую современность. Важны не только исторические факты. Гораздо важнее их интерпретация. Очень хорошо в фильме показано, как советская интерпретация искажает факты. Победители пишут историю - это правда. Но если победители ТАК пишут историю, как писали в СССР, то их поражение неизбежно...