Быков И. А. Мифологические основы брендов IT-сектора // Миф и мифотворчество в междисциплинарной научной парадигме: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 5 марта 2012 г. / Под ред. А. Д. Кривоносова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - С. 12-14.
Бренды разработчиков программного обеспечения и производителей компьютерного и телекоммуникационного оборудования на сегодняшний день относятся к разряду одних из самых успешных. Так по данным рейтингового агентства Interbrand (www.interbrand.com) в 2011 г. в десятку наиболее доходных брендов входили 6 компаний указанного сектора: IBM, Microsoft, Google, Intel, Apple, Hewlett-Packard (см. табл.).
[12]
Деятельность основателей этих компаний, а также ранняя история брендов послужили поводом для производства голливудских блокбастеров. Так, например, в 2010 г. на экранах кинотеатров всего мира появился фильм «Социальная сеть», повествующий о начальном этапе становления бренда Facebook. Среди более ранних произведений можно вспомнить фильм «Пираты кремниевой долины» 1999 г., в котором рассказывается о конкуренции между Биллом Гейтсом и Стивом Джоббсом. Массовыми тиражами выходят биографии знаменитых основателей этих компаний, а их деятельность стала основанием для сетевого жаргона и анекдотов.
Немалую роль в успешности брендинга компаний IT-сектора сыграли технологии мифодизайна (о технологиях см.: Ульяновский). В самом кратком изложении они выглядят следующим образом: молодые специалисты стремятся изобрести инновационные способы обработки информации и технические гаджеты, призванные изменить стиль жизни современных людей. В ходе экспериментирования Новые Прометеи оперируют подручными средствами, а сами эксперименты традиционно осуществляются в гараже. В ядро мифотворчества входят такие элементы, как противостояние истеблишменту и безграничная вера в инновации.
При этом, можно условно выделить два поколения IT-брендов: первой волны (Microsoft, Apple) и второй (Google, Facebook). И те, и другие стараются показать, что они возникли вне зависимости от окружающей бизнес-среды и государственной поддержке. При этом, на мифотворчество ранних брендов сильное влияние оказала культура хиппи и традиционное противостояние устоявшимся жизненным моделям.
[13]
Разумеется, в реальности история бизнес-успеха брендов IT-компаний имеет мало общего с их мифами. Во-первых, основатели этих компаний хоть и не являлись детьми миллиардеров, но совершенно определённо относились к верхнему слою среднего класса. Во-вторых, несомненно, что IT-сектор пользовался (и пользуется) поддержкой государства, которое создало благоприятную среду для инновационных компаний. В-третьих, героика ниспровергателей существующего status quo как-то не вяжется с тем, что вышеуказанные компании совершенно органично вписались в существующе рамки рыночных отношений.
При ближайшем рассмотрении анекдотический мифодизайн брендов современных IT-компаний вместе с тем довольно успешно работает, позволяя данным компаниям совместными усилиями добиваться больших успехов, отвоёвывая у других секторов экономики место в кармане потребителей. Мифология компьютерных героев и программистов-бунтарей несомненно способствует закреплению в умах потребителей ценности изменений или инноваций как таковых (см., например, Марк и Пирсон). Благожелательное отношение к инновациям создаёт дополнительный спрос, обеспечивая финансовое благополучие владельцев брендов.
Примечания
1. Ульяновский А. В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. – СПб.: Питер, 2005. - 544 с.
2. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
Быков И.А., Copyright ©, 2012
[14]