пятница, 13 декабря 2013 г.

Government Relations: современные теоретические подходы и практические решения

Быков И. А., Филатова О. Г. Government Relations: Современные теоретические подходы и практические решения // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения / под. ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: СПбГУ, 2013. С. 137-140.

GR как политическая практика и исследовательская дисциплина переживает период становления, что вызывает сопутствующие проблемы с понятийным аппаратом, демаркацией данного научного и практического поля от других, описанием специфических технологий и т. п. В этой связи любой исследователь в России может обнаружить в специальной литературе состояние экстремального плюрализма мнений. В данном исследовании делается попытка теоретического осмысления фундамента новой деятельности и выделения специфических технологий, определяющих ее суть.

Сначала приведем ряд определений.

"GR представляет собой деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, профессиональными союзами, добровольческими организациями и пр.) и государственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия политических и административных решений (лоббизм)» (Аги У.,
[137]

Камерон Г., Олт Ф. и др. Самое главное в PR: пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. С. 362–363). «GR — это применение коммуникативных технологий индивидами или социальными институтами для влияния на правительственные решения местного, регионального, национального или интернационального уровней или их комбинаций» (Mack С. S. Business, politics, and the practice of government relations. Westport; London: Quorum Books, 1997. P. 4). «GR — cознательная организация коммуникации, установление эффективных коммуникаций с органами государственной власти» (Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Актуальные связи с общественностью. М.: Дело, 2009. С. 605). «„Связи с государством“ — это особая организация взаимодействия негосударственных структур (ассоциаций гражданского общества, бизнеса) с государством для влияния на власть с целью согласования интересов и принятия эффективных решений» (GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством; учеб. пособие / под ред. Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. М.: Рос. полит. энцикл., 2012. С. 12).

Подводя итог, дадим наше определение: Government Relations — это деятельность социального субъекта, направленная на оптимизацию взаимодействия с органами государственной власти.

Важнейшей проблемой для теории и практики GR стало дистанцирование от лоббистской деятельности. Например, в учебнике под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой лоббистская деятельность рассматривается как технологическая часть GR: «Лоббизм... является определенной технологией, зарекомендовавшей себя в качестве действенного средства системы GR» (Там же. С. 12). На наш взгляд, это не совсем так. Мы предлагаем понимать под GR отношения социальных субъектов с органами государственной власти, а под лоббизмом — решение тех или иных вопросов на основе знания процедур. Лоббист должен владеть теорией принятия решений и четко знать конкретные процедуры принятия решений на том или ином уровне государственной власти. GR-деятельность предполагает умение выстраивать доверительные отношения и владение прежде всего технологиями PR-деятельности, под которыми понимается
[138]

ся социально-коммуникативная технология управления внешними и внутренними коммуникациями социального субъекта с его целевыми общественностями. В свою очередь, социальная коммуникативная технология — это опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально значимой задачи (Д. П. Гавра).

Таким образом, к технологиям GR-коммуникаций следует отнести: аналитику, медиарилейшнз, технологии формирования общественной поддержки, grassroots-кампании, участие в обсуждении органами государственной власти интересующих вопросов, технологии реализации программ корпоративной социальной ответственности, политический фандрайзинг и спонсорские программы, использование избирательных кампаний, участие в экспертных советах и т. п. GR-cпециалист должен в совершенстве владеть коммуникативными навыками и уметь вписаться в повестку дня власти.

В отличие от традиционных форм лоббизма, тесно связанных с межличностным взаимодействием с политиками и государственными служащими, GR обладает целым рядом преимуществ.

Во-первых, в общественном сознании лоббизм практически стал синонимом коррупции, поскольку контакты заинтересованных лиц с представителями политического истеблишмента происходят кулуарно. Аура скрытности и недоступности приводит к известному психологическому эффекту негативного восприятия самой деятельности, так как хорошие вещи прятать не принято.

Во-вторых, кулуарный лоббизм приводит к чрезмерной зависимости субъектов GR-деятельности от персоналий во властных структурах, от их субъективных предпочтений и пожеланий. Это не может положительным образом сказываться на долгосрочном планировании инвестиций, а также ставит участников рынка в неравное положение, когда государственные заказы или законодательные решения распределяются в пользу одного из участников.

В-третьих, немаловажным обстоятельством, повлекшим за собой переход к современным формам GR-деятельности, стала про
[139]

блема исполнения принятых государственными органами решений. Общественная поддержка, публичное освещение и коалиционная политика делают необратимыми решения, полученные в результате современных GR, тогда как лоббистские усилия могут быть дезавуированы спустя некоторое время после принятия государственных решений.
[140]
Быков И.А., Филатова О.Г., Copyright ©, 2013