В Санкт-Петербурге, начиная с 2011 г., реализуется магистерская программа «Government Relations», ведется большая учебно-методическая работа. В частности в издательстве СПбГУ вышел учебник «GR: теория и практика» [GR: теория и практика 2013]. Однако в ходе реализации этой программы неизбежно возникают вопросы, связанные с профессиональными компетенциями будущих специалистов, с тем, в каком количестве и в каких отраслях экономики требуются новые специалисты. В рамках гранта НИР СПбГУ № 39.23.2211.2013 проводится комплексное исследование GR в Санкт-Петербурге. Одним из проектов в рамках этого исследования стали интервью с экспертами в области GR. Всего в ходе исследования нами было проинтервьюировано семнадцать человек, являющихся в силу своей профессиональной деятельности и имеющегося опыта экспертами по GR в Санкт-Петербурге. В выборку попали по одному представителю государственных органов, консалтинговых компаний, фриланса, руководства компаний, три члена общественных организаций (Союз малых предприятий Санкт-Петербурга, Сенатор-клуб, Центр современной кавказской политики «Кавказ») и десять GR-специалистов коммерческих компаний, работающих в автомобильной, пищевой, табачной, транспортной, машиностроительной, лесной отраслях. Среди этих компаний такие известные и крупные фирмы, как «Coca-Cola», Группа «Илим», «Северо-Запад Инвест», ООО «Джи Эм Авто», «BSH Group», научно-производственная фирма «Ракурс», JTI, ООО «Ниссан», «Воздушные Ворота Северной Столицы», «Майкрософт Россия». При этом каждый из респондентов имеет значительный опыт сотрудничества с представителями компаний разных отраслей, и их мнение является достаточно компетентным в отношении рынка в целом. Пользуясь случаем, мы хотим выразить благодарность всем экспертам, принявшим участие в опросе.
Невысокий уровень известности профессии в российском обществе может создать впечатление и низкого уровня востребованности специалистов в этой сфере. Ориентируясь на результаты предыдущих исследований [Крылова, Филатова 2012], мы предполагали, что единичные специалисты в Петербурге востребованы и, исходя из этого, сформулировали варианты ответов: один-два, три-семь, более семи и иное. Последний вариант был предусмотрен, в том числе, и для случая, когда эксперт заявит о ненужности новых специалистов. Однако результаты интервьюирования превзошли наши ожидания (см. табл. 1). Большинство экспертов заявило, что потребность в профессионалах GR очень далека от удовлетворения (один эксперт категорически отказался хотя бы приблизительно оценивать эту потребность, его голос не учтен на диаграмме). При этом можно выделить два ключевых фактора, делающих GR-образование очень актуальным. Во-первых, по советской традиции во многих компаниях вопросы взаимодействия с органами управления решает первое лицо. Но, по мнению экспертов, этот механизм не очень эффективен в рыночных условиях. Значительная часть руководителей компаний (на данном этапе исследования мы не готовы более точно указывать величину этой части) готова передать такие функции специалисту, но либо не видит квалифицированных людей, либо и сама не знает о наличии новой профессии. Во-вторых, среди тех, кто занимается сегодня в компаниях GR, также недостаточно подлинных профессионалов, и есть возможность их замены на молодых, хотя и не обладающих пока большим опытом, но владеющих гораздо более широким спектром коммуникативных технологий специалистов. В связи с этим наши эксперты большие надежды возлагают на образование в области GR в Санкт-Петербургском государственном университете.
Табл. 1. Востребованность новых специалистов в год (% от общего числа голосов, округлено до целых)
Именно образовательными задачами и был обусловлен наш вопрос о том, сколько новых специалистов по GR требуется в Санкт-Петербурге. Открытый характер вопроса привел к большому разбросу формулировок, и перед исследователями стояла проблема выявить то главное, что содержалось в самых разнообразных ответах (см. рис. 1). Работа с высказываниями экспертов показала, во-первых, что многие из них по-разному говорят о коммуникативных навыках (коммуникабельности, знании законов коммуникации). Мы свели это разнообразие к одному термину, хотя значимость письменных коммуникаций и переговорного процесса как видов деятельности оказалась настолько велика, что связанные с этим качества показаны на диаграмме отдельно. Также эксперты очень часто говорили о разного рода юридических знаниях – знании теории государства и права, знании государственного механизма, знании нормативно-правовых актов и т.д. Мы также учли это в одном показателе. Наконец, был ряд ответов, встречавшихся в интервью лишь однажды, эти случаи на рисунке не показаны, хотя и представляют несомненный интерес. К таковым относятся: знание американского опыта, английского языка, принципов корпоративной социальной ответственности, общественных интересов, психологические и педагогические знания, умение проводить презентации и планировать деятельность, логичность и уравновешенность, способность принимать решения. Авторы уверены, что при наводящих вопросах большинство экспертов поддержало бы эти позиции, тем не менее в программе исследования такие вопросы не были заложены, и мы не стали ими пользоваться.
Рис. 1. Необходимые знания, качества, навыки (количество голосов, N=17)
Несмотря на то, что мы спрашивали у экспертов о качествах и навыках, наши собеседники по своей инициативе включили в перечень знания. В результате возникла возможность сформировать представление о триаде качеств, знаний и умений (навыков), которые в совокупности образуют компетенцию как способность применять все указанное для успешной деятельности в определенной области. В сектор «знания» мы отнесли знание отрасли, к которой принадлежат базисные субъекты GR (табачное производство, автомобилестроение и т.д.), юридические знания и общие знания (кругозор). В сектор «навыки» – коммуникативные навыки, навыки переговорщика и владение письменной речью. В сектор «качества» – обучаемость, адаптивность, аналитический склад ума, оперативность. Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что для специалиста в сфере GR важнейшими являются коммуникативные навыки, что еще раз свидетельствует о том, что GR относится к коммуникативным специальностям.
Литература
Крылова Е., Филатова О. Рынок коммуникационных услуг Санкт-Петербурга: потребности базисных субъектов PR. Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 93 с.
GR: теория и практика: Учебник / под ред. И. Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 177 с.