понедельник, 31 марта 2014 г.

GR в Санкт-Петербурге: Региональное измерение

Быков И. А., Дорский А. Ю. GR в Санкт-Петербурге: Региональное измерение // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: матер. междунар. науч. конф. (23 апреля 2014 г.) / отв. ред.-сост. Д. П. Гавра. СПб.: Свое издательство, 2014. С. 124-127.

В Санкт-Петербурге, начиная с 2011 г., реализуется магистерская программа «Government Relations», ведется большая учебно-методическая работа. В частности в издательстве СПбГУ вышел учебник «GR: теория и практика» (GR: теория и практика: Учебник / под ред. И. Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 177 с.). В рамках гранта НИР СПбГУ № 39.23.2211.2013 проводится комплексное исследование GR в Санкт-Петербурге. Одним из проектов в рамках этого исследования стали интервью с экспертами в области GR. Всего в ходе исследования нами было проинтервьюировано семнадцать человек, являющихся в силу своей профессиональной деятельности и имеющегося опыта экспертами по GR в Санкт-Петербурге. В выборку попали по одному представителю государственных органов, консалтинговых компаний, фриланса, руководства компаний, три члена общественных организаций (Союз малых предприятий Санкт-Петербурга, Сенатор-клуб, Центр современной кавказской политики «Кавказ») и десять GR-специалистов коммерческих компаний, работающих в автомобильной, пищевой, табачной, транспортной, машиностроительной, лесной отраслях. Среди этих компаний такие известные и крупные фирмы, как Группа «Илим», «Северо-Запад Инвест», ООО «Джи Эм Авто», «BSH Group», научно-производственная фирма «Ракурс», JTI, ООО «Ниссан», «Воздушные Ворота Северной Столицы», «Майкрософт Россия». При этом каждый из респондентов имеет значительный опыт сотрудничества с представителями компаний разных отраслей, и их мнение является достаточно компетентным в отношении рынка в целом. Пользуясь случаем, мы хотим выразить благодарность всем экспертам, принявшим участие в опросе.

Одним из важнейших результатов исследования стало экспертное мнение о том, что на рынке Санкт-Петербурга имеется спрос на новых GR-специалистов. Невысокий уровень известности профессии в российском обществе может создать впечатление и низкого уровня востребованности специалистов в этой сфере. Ориентируясь на результаты предыдущих исследований (Крылова Е., Филатова О. Рынок коммуникационных услуг Санкт-Петербурга: потребности базисных субъектов PR. Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 93 с.), мы предполагали, что единичные специалисты в Петербурге востребованы и, исходя из этого, сформулировали варианты ответов: «один-два», «три-шесть», «семь-девятнадцать» и «двадцать и более». Однако результаты интервьюирования превзошли наши ожидания. Большинство экспертов заявило, что потребность в профессионалах GR очень далека от удовлетворения (один эксперт категорически отказался хотя бы приблизительно оценивать эту потребность, его голос не учтен на диаграмме). При этом можно выделить два ключевых фактора, делающих GR-образование очень актуальным. Во-первых, по советской традиции во многих компаниях вопросы взаимодействия с органами управления решает первое лицо. Но, по мнению экспертов, этот механизм не очень эффективен в рыночных условиях. Значительная часть руководителей компаний (на данном этапе исследования мы не готовы более точно указывать величину этой части) готова передать такие функции специалисту, но либо не видит квалифицированных людей, либо и сама не знает о наличии новой профессии. Во-вторых, среди тех, кто занимается сегодня в компаниях GR, также недостаточно подлинных профессионалов, и есть возможность их замены на молодых, хотя и не обладающих пока большим опытом, но владеющих гораздо более широким спектром коммуникативных технологий специалистов. В связи с этим наши эксперты большие надежды возлагают на образование в области GR в Санкт-Петербургском государственном университете.

Другим важнейшим результатом нашего исследования стал вывод о разнообразии видов GR-деятельности в Санкт-Петербурге. Задавая вопрос о видах деятельности, мы исходили из имеющегося у авторов представления о GR, основанного как на самостоятельных предварительных исследованиях, так и на исследовании Фонда содействия изучению практики принятия правовых и управленческих решений (Рынок лоббистских услуг в России: результаты исследования взаимодействия GR-компаний с органами государственной власти (на примере Москвы) [Электронный ресурс] // Институт лоббизма, 2012. URL: http://lobbyinst.org/images/moscowmarket%20lobbying%20services.pdf). Практически все эксперты выстраивают непосредственные отношения с органами государственной власти и местного самоуправления. Единственное исключение связано с представителем сферы консалтинга, который, впрочем, активно занимался таким взаимодействием при ведении своих прежних бизнесов. Однако, вопреки нашему предположению, нельзя говорить, что в Петербурге используется минимальный набор коммуникационных инструментов. Обращает на себя внимание, что развитие GR связано с дополнением прямых контактов налаживанием взаимодействия между государственными органами, общественными организациями и представителями делового сообщества, созданием коалиций и мобилизацией общественного мнения, созданием коммуникационной инфраструктуры (сайтов, газет и т.д.), которая также призвана помогать в работе с общественным мнением. Отметим, что указывая иное, респонденты также часто говорили о непрямых способах воздействия на власть: о поддержке социальных проектов, имиджмейкинге и т.д.

Наши результаты ясно показывает, что наиболее востребованными компетенциями среди GR-специалиста должны быть компетенции юридической сферы. Поэтому неудивительно, что услуги в сфере GR и лоббизма нередко оказывают юридические агентства. Среди них – такие крупные игроки, действующие и на московском, и на петербургском рынках, как «Пепеляев групп», «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», и несколько менее известные компании, как «Lions Dale Services». Вместе с тем, другие виды деятельности в сфере GR выходят за пределы профессиональных навыков юриста.