суббота, 16 марта 2019 г.

Современный популизм в условиях медиатизированной политики

Быков И. А. Современный популизм в условиях медиатизированной политики // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия / отв. ред. Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский. М.: МГУ, Факультет журналистики. 2019. С. 97-98.

Современный популизм был предсказан с момента старта исследований медиатизации политики. Концепция медиатизации политики возникла и успешно развивается в отечественной и зарубежной коммуникативистике начиная с девяностых годов прошлого столетия. Большой вклад в ее развитие внесли такие ученые, как Г. Мельник, С. Бодрунова, О. Реут, Г. Мацолени, В. Шульц, Е. Верон, Я. Штромбек, П. Майер, А. Лангер, М. Лиц и др. Медиатизация политики выступает составной частью процесса глобализации и приводит к появлению таких феноменов, как «компьютеризированная пропаганда», «новый популизм», «пост-правда» и т.п. Г. Мацолени и В. Шульц феномен медиатизации начал проявляться с момента появления телевидения, но достиг полного развития в момент глобальной экспансии и коммерциализации медиа-сферы. Медиатизированная политика потеряла автономность и стала зависимой в своих центральных функциях от масс-медиа. В современных условиях политические áкторы всё больше руководствуются логикой СМИ, а не логикой политической борьбы, фактически эволюционируя в активных субъектов медиапространства и зачастую теряя связь с реальной политикой. Отсюда у политических лидеров во всем мире появляется искушение отказаться от традиционных инструментов политической борьбы таких, как политические партии, формирование политических коалиций и создание политических институтов. Вместо этого они обращаются к новым формам политического популизма, которые обладают несколькими важными отличительными чертами по сравнению с предыдущими. Во-первых, новый популизм носит технологически продвинутый характер, опираясь на социальные медиа и, чаще всего, конфликтует с традиционным медиа-истеблишментом. Во-вторых, он отличается всеядностью, комбинируя постулаты самых разных политических идеологий. В-третьих, он носит преднамеренно провокационный характер, оперируя неполиткорректными месседжами. Появление политиков нового популистского типа в разных частях мира (США, Франция, Бразилия и т. п.) говорит о том, что процесс идет нарастающими темпами, но также ставит большой вопрос об устойчивости этого явления. С помощью популистской политики можно прийти к власти, но вопрос заключается в результатах и пролонгации политического лидерства в условиях медиатизированной политики.