Быков И.А., Гладченко И.А. Метамодернизм в координатах политической коммуникации // Медиалингвистика. Материалы IX международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2025. С. 830-833.
Попытки разработать на основе философской концепции методологию и посмотреть, как метамодернизм проявляется в повседневности, производятся разных областях научного знания: социологии, связях с общественностью, праве, экологии, коммуникациях, политологии, культурологии. Большинство исследований при этом затрагивают несколько философских парадигм, считающихся основными для гуманитарных исследований двад-
831
цатого и начала двадцать первого веков. В их число входят модерн и постмодерн. Проводя сравнения, авторы пытаются определить место метамодернизма в системе современных гуманитарных наук и выявить его методологию. Так, например, одно из исследований посвящено исследованию аккаунтов в Инстаграм (Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в Российской Федерации; деятельность компании запрещена на территории Российской Феде
831
цатого и начала двадцать первого веков. В их число входят модерн и постмодерн. Проводя сравнения, авторы пытаются определить место метамодернизма в системе современных гуманитарных наук и выявить его методологию. Так, например, одно из исследований посвящено исследованию аккаунтов в Инстаграм (Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в Российской Федерации; деятельность компании запрещена на территории Российской Феде
рации.) с целью выявления ценностей пост- и метамодерна. Автор приходит к выводу, что коммуникативные практики колеблются между постмодернистскими проявлениями, которые проявляются в выражении индивидуальных особенностей, и перфомансами, которые разыгрываются знаменитостями (Bataeva 2024). Перформатизм в целом является яркой чертой метамодернизма.
Ещё одна их характерных черт метамодерна — прагматический идеализм, или осознанная наивность. Согласно описанию этой особенности, люди эпохи метамодерна склонны доверять информации, которую получают, при этом критически её осмысливая. В отличии от эпохи постмодерна, которая требовала подвергать сомнению и деконструировать любую доступную истину и утверждение, метамодерн предлагает интегрировать получаемые знания, сравнивать, компилировать их и на их основе выстраивать суждения и принимать решения. Работы, посвященные исследованию по связям с общественностью, показывают, что, например, трансляция определённого мифа (в терминологии Барта) может помочь выстроить устойчивую коммуникацию между организацией и общественностью и задать направление деятельности. Этот миф помогает современному человеку обрести устойчивую базу для объяснения событий вокруг него. Постмодернистский подход к коммуникациям в этом смысле будет даже вреден, так как подразумевает сомнение даже в объективных, соответствующих реальности утверждениях — таких как изменение климатических условий (Fage-Butler 2024).
Метамодернизм в целом указывает на усталость общества от разобщенности, крайней индивидуsалистичности и сомнений в существовании объективной реальности. Предлагаемая кон-
832
цепция признаёт наличие гетерогенности социальной реальности — наличие множества различных рисков, культурных идентичностей, различных политических и правовых подходов. При этом авторы предлагают синтезировать различные подходы к оценке правового статуса явлений, составлять их них единую систему. В частности, понятие поликризиса, подразумевающего наличие множества разных кризисов, предлагается рассматривать как метакризис — один общий глобальный кризис, имеющий единую природу, но различные проявления.
Метамодернизм в целом указывает на усталость общества от разобщенности, крайней индивидуsалистичности и сомнений в существовании объективной реальности. Предлагаемая кон-
832
цепция признаёт наличие гетерогенности социальной реальности — наличие множества различных рисков, культурных идентичностей, различных политических и правовых подходов. При этом авторы предлагают синтезировать различные подходы к оценке правового статуса явлений, составлять их них единую систему. В частности, понятие поликризиса, подразумевающего наличие множества разных кризисов, предлагается рассматривать как метакризис — один общий глобальный кризис, имеющий единую природу, но различные проявления.
В докладе представлен анализ основных работ в политической коммуникации с использованием метамодернистской методологии. Отечественные исследования метамодернизма проводятся в области права, культурологии, коммуникативистики, работы с вопросами исторической памяти, а также влиянии на общество при помощи массовой культуры. Большое значение в этих исследованиях имеет анализ влияния новых технологий на общество. Исследовали опираются на аспект сентиментальности как одну из характеристик общества метамодерна. Подразумевается, что усталость от пессимизма постмодернистского периода возвращает общество в неоромантизм, когда становится необходимым опираться на «структуру чувства». Исследователи рассматривают теорию аффекта как часть культуры политического участия, изучая, например, формирование мемов и их влияние на восприятие политиков (Васильева 2021). Сентиментальность влияет и на работу по сакрализации коллективной памяти. Новая политическая реальность, по утверждениям учёных, выстраивается вокруг исторического наследия. Поэтому работа с ней имеет значение также в контексте сообщества, коллективного сознания (Корнющенко-Ермолаева 2023) — в отличие от постмодернистского индивидуалистического подхода.
Таким образом, метамодерн представляет комплексное явление, которое нуждается в дополнительном осмыслении. Построение методологии на основе концепции представляется важным направлением в дальнейших исследованиях. Парадигма постмодерна предложила определенную методологию, которая успешно применяется в исследовании в том числе политических ком муникаций. Анализ работ о метамодерне указывает на проблемы
833
имплементации этого подхода в различных областях социогуманитарного знания. Несмотря на значительное количество материалов по теме, предстоит работа по соотнесению концепции не только с культурологическими аспектами, как предложили её авторы, но и с другими общественными процессами, в частности, в области политической коммуникации.
Л и т е р а т у р а
Васильева Ю. С. Интернет-мем как инструмент культуры участия и коммуникации // Сборник научных статей ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. М., 2021. C. 575–582.
Таким образом, метамодерн представляет комплексное явление, которое нуждается в дополнительном осмыслении. Построение методологии на основе концепции представляется важным направлением в дальнейших исследованиях. Парадигма постмодерна предложила определенную методологию, которая успешно применяется в исследовании в том числе политических ком муникаций. Анализ работ о метамодерне указывает на проблемы
833
имплементации этого подхода в различных областях социогуманитарного знания. Несмотря на значительное количество материалов по теме, предстоит работа по соотнесению концепции не только с культурологическими аспектами, как предложили её авторы, но и с другими общественными процессами, в частности, в области политической коммуникации.
Л и т е р а т у р а
Васильева Ю. С. Интернет-мем как инструмент культуры участия и коммуникации // Сборник научных статей ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. М., 2021. C. 575–582.
Корнющенко-Ермолаева Н. С. Сакрализация коллективной памяти как способ идеологического освоения прошлого в эпоху метамодерна // Векторы благополучия: экономика и социум. 2023. № 3(50).
Bataeva E. Social phenomenon of Instagram* in metamodern condition // Ideology and politics Journal. 2024. № 1(25). P. 29–52.
Bataeva E. Social phenomenon of Instagram* in metamodern condition // Ideology and politics Journal. 2024. № 1(25). P. 29–52.
Fage-Butler A. M. Rethinking risk communication about climate change: Reflexive approaches and metamodernist public participation // Communication & Language at Work. 2024. №.1. Vol. 10. P. 24–32.
Vermeulen T., van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of aesthetics and culture. 2010. №.1. Vol. 2. P. 5677.
Vermeulen T., van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of aesthetics and culture. 2010. №.1. Vol. 2. P. 5677.
.jpg)