вторник, 13 января 2009 г.

99 франков (фильм)

Вчера вечером посмотрел фильм "99 франков", снятый по одноименному роману Фредерика Бегбедера. Книжку читал уже давно, а вот фильм совсем недавно удалось оценить. Ну, вот опять - традиционный спор, что лучше кино или книга :) На мой взгляд, тут ничья: и книжка хорошая, и фильм снят на высоком уровне. Скажем так, фильм не стал для меня открытием, как это произошло (в какой-то степени) с книгой. Кстати, произведения Сергея Минаева в этом плане вторичны. Впрочем, как и многое в русской культуре. Но вернемся к фильму.

Неплохим решением для фильма считаю наличие двух вариантов концовки: фатального и нефатального. Второй вариант концовки делает фильм более приемлемым для массового зрителя. В принципе, книга, в которой реализован самый пессимистичный вариант, также подспудно призывает к решению проблемы. Как говорится, так жить нельзя. Нельзя, чтобы рекламный бизнес развивался так, как он развивается сейчас. Нельзя иметь такое телевидение, какое у нас есть сейчас. Все это приводит к чрезмерному потреблению и в конечном итоге приводит к саморазрушению общества, в котором мы живем. Приговором человечеству звучит финальная фраза о глобальных расходах на рекламу. Всего 10% этой суммы хватило бы, чтобы накормить половину голодающих в мире. Конечно, это спорный вопрос. Как показывает практика, все разворуют :) Но дело в том, что на рекламу и PR тратятся огромные суммы, которые могли бы пойти на решение РЕАЛЬНЫХ проблем.

Я не выступаю против рекламы как таковой. Я даже не выступаю за ограничение рекламы по объему и по содержанию (это не поможет). Я констатирую факт. Наше общество, с одной стороны, держится на престижной рекламе, а с другой стороны, разрушается оболванивающими гуманитарными технологиями: маркетингом, рекламой, пиаром и т.п. Почему разрушается? Потому что глобальным корпорациям выгодно иметь глупого потребителя, который будет покупать всякую ерунду, чтобы выпендриться перед коллегами по работе, учебе или родственниками. Потому что напитки с надписью fitness продаются на 15% лучше, чем точно такие же, но без надписи. Потому что оболванивание начинается с детского сада и школы: посмотрите как дети смотрят рекламу по телеку и какие фирмы поставляют техническое оборудование в рамках так называемого спонсорства. В общем, выхода пока не видно. Периодические кризисы перепотребления неизбежны. Именно такой кризис сейчас и происходит. Слишком много потребительских кредитов, гламура и понтов, слишком мало - адекватной самооценки, семейных ценностей и общественной солидарности...