вторник, 4 декабря 2018 г.
К вопросу об эффектах коммуникативной агрессии в политической коммуникации
Быков И. А. К вопросу об эффектах коммуникативной агрессии в политической коммуникации // Политика развития, государство и мировой порядок: Материалы VIII Всероссийского конгресса политологов. М.: Аспект Пресс, 2018. С. 101.
Традиция исследования различных эффектов массовой коммуникации имеет глубокие корни(1). Со времен выхода книги Джозефа Клаппера ученые обращали пристальное внимание на различные эффекты, порождаемые как преднамеренными, так и непреднамеренными медиапрактиками. Одним из важнейших направлений в тих исследованиях стало изучение влияния вербальной и невербальной агрессии в СМИ на сознание и поведение массовых аудиторий. В политической коммуникации значительным открытием стало выявление эффекта «спирали молчания», когда агрессивное навязывание своей точки зрения может привести к тому, что альтернативные голоса просто остаются невысказанными в пространстве публичной коммуникации(2). Многочисленные работы в этой области свидетельствуют, что существует определенная связь между наличием агрессии в СМИ и агрессией в реальной жизни. Степень значимости данного эффекта дискутируется, но большинство авторов, пишущих по данной проблеме, обычно обнаруживают эту связь(3).
В политической коммуникации негативные последствия коммуникативной агрессии не так очевидны. Более того, очень сложно представить большинство видов политической коммуникации без наличия модусов коммуникативной агрессии. Политика сама по себе содержит конфликтогенный потенциал, поскольку участники политического процесса рассматривают своих политических оппонентов, как об этом писал Карл Шмитт, сквозь призму «свой-чужой» или «мы-они»(4). Для реализации собственных интересов политические акторы зачастую выбирают стратегии коммуникативной агрессии по отношению к своим политическим оппонентам. Как указывают отечественные исследователи, «онтологическим свойством политического дискурса является агональность… Данный факт детерминирует использование словесной агрессии»(5). Даже в демократических странах от политических лидеров требуется активная, атакующая и даже агрессивная риторика, в связи с чем в электоральных кампаниях количество негативных агитационных материалов, очерняющих оппонентов, неизбежно превышает количество позитивных материалов о достижениях самого субъекта политической жизни(6).
В работах отечественных исследователей в последние годы проблема коммуникативной агрессии исследуется с разных сторон и с применением разнообразных методологических подходов. Большое внимание уделяется, к примеру, лингвистическим методам(7). Несомненно, пристальное внимание уделяется комплексному изучению методов психологического воздействия на массовую аудиторию, а также изучению феномена «информационной войны»(8). Также появились работы, фокусирующиеся на роли коммуникативных технологий (пропаганды, рекламы и связей с общественностью) в процессах политической мобилизации(9). Это позволяет говорить о возрастающем внимании к проблеме коммуникативной агрессии в политической коммуникации на почве использования агрессивной риторики в СМИ в целях адаптации политической системы России к внешнеполитической ситуации и внутренним политическим процессам.
1Klapper J. T. The Effects of Mass Communication. Glencoe, IL: Free Press, 1960. 302 p.
2Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Москва: Прогресс-Академия, 1996. 352 с.
3Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер. 2001. 352 с.
4Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 35-67.
5Шамне Н. Л., Карякин А. В. Речевая агрессия как нарушение экологичности политического дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета: Серия 2. Языкознание. 2011. № 1 (13). С. 205.
6Garramone G. M., Atkin C. K., Pinkleton B. E., Cole R. T. Effects of Negative Political Advertising on the Political Process // Journal of Broadcasting and Electronic Media. 1990. № 34. P. 299-311.
7Балахонская Л. В., Сергеева Е. В. Лингвистика речевого воздействия и манипулирования. М.: Флинта, 2016. 352 с.
8Соловей В. Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. М.: Эксмо, 2016. 320 с.
9Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации: колл. монография / под ред. В. А. Ачкасовой, Г. С. Мельник. М.: ФЛИНТА, НАУКА, 2016. 246 c.