понедельник, 10 января 2022 г.

Медиаграмотность как элемент системы политического PR

Быков И.А. Медиаграмотность как элемент системы политического PR // Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы: Материалы IX Всероссийского конгресса политологов, Москва, 16–18 декабря 2021 г. / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: Аспект Пресс, 2021. С. 98-99. 

Сегодня можно наблюдать бурное развитие исследование в области медиаграмотности и медиакомтетенций. Так, в России в 2020 году состоялась защита докторской диссертации А. А. Казакова по теме «Политическая роль медийной грамотности в условиях технологической трансформации массовой коммуникации». Также в России с 2005 года выходит журнал «Медиаобразование» (главный редактор А. В. Фёдоров). Исследования медиаграмотности и медиакомпетентности - это направление изучения в политологии и смежных дисциплинах, которое только начинает набирать популярность в России.

Очевидно, что подобное внимание появилось не на пустом месте. Оно связано с постоянным увеличением производства и потребления контента. Неожиданно обнаружилось, что СМИ сами находятся в состоянии глубочайшего кризиса (Кин, 2015). Особенно непростая ситуация сложилась с периодическими печатными изданиями: газетами и журналами. Массовый контент и мультимедийную продукцию сегодня производят не только СМИ, но и организации самой разной направленности. Обилие информационных потоков привело к переизбытку контента, что в свою очередь приводит нас к современному низкому уровню доверия СМИ. Ещё более серьезным развитием ситуации стало формирование персональных информационных меню, когда каждый потребитель получает собственный набор медианосителей и контента. На место клиенто-ориентированного подхода в современном маркетинге пришёл клиенто-центричный подход, который опирается на технологии Big Data и самообучающиеся нейронные сети.

Применительно к электоральным кампаниям и политическому PR, этот процесс приводит к тому, что ежегодно во всём мире придумываются и развиваются всё новые и новые коммуникативные технологии влияния на массовое сознание. Классические технологии информационного воздействия предполагают сегментирование аудитории на целевые группы, с выделением специфических характеристик и каналов массовой коммуникации. В сегодняшних условиях большое значение получает медиаграмотность, поскольку именно она определяет, как будет восприниматься политическая информация потребителями? Умеют ли они перепроверять информацию по первоисточникам? Выбирают ли они источники информации в зависимости от их репутации?

Общий уровень медиаграмотности в современной России относительно невысок. Так, исследование коллектива авторов из Высшая школа экономики и исследовательской группы ЦИРКОН провели исследование и получили следующие результаты. Несмотря на то, что пользоваться поисковиками такими как Яндекс или Google умеют практически все респонденты, в том что умеют находить необходимую информацию в Интернете сообщили только 60% респондентов. При этом, только 56% опрошенных заявили, что сравнивают информацию из разных источников, чтобы её проверить (Войнилов, Мальцева, Шубина, 2016).

Сегодняшняя информационная модель работы с избирателями при этом совершенно не учитывает молодое поколение (Быков, 2015). Большая часть информационных агитационных роликов транслируется исключительно по телевидению и не предназначена для молодой аудитории. Сегодняшняя молодежь, исключённая из государственного информационного поля, в связи с низкой заинтересованностью в представляемом государственной пропагандой контенте, оказывается, как бы в информационном вакууме. Чаще всего, в поисках выхода из него она черпает информацию из оппозиционных СМИ и становится жертвой оппозиционной пропаганды и манипулирования (Быков, Медведева, 2020).

В специальной литературе подавляющее число авторов рассматривает медиаграмотность как безусловно положительный фактор политической коммуникации: чем выше медиаграмотность, тем лучше. Однако в понятие медиаграмотность зачастую вводят критерий «критического мышления», который достаточно сложно кодифицировать. Озабоченность угрозами медиаманипулирования и «черным PR» приводит к феномену чрезмерной грамотность и доминированию «теорий заговоров». Парадокс заключается в том, что все варианты медиаграмотности оставляют широкое поле возможностей для технологий политической пропаганды и политического PR.

Литература
Кин Д. Демократия и декаданс медиа. М.: ГУ ВШЭ, 2015. 312 c.
Войнилов Ю. Л., Мальцева Д. В., Шубина Л. В. Медиаграмотность в России: картография проблемных зон // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 2. С. 95-114.
Быков И. А. Политическая информация и социальные медиа: проблемы политической коммуникации в студенческой среде Санкт-Петербурга // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 3. С. 28-36.
Быков И. А., Медведева М. В. Медиаграмотность как часть системы информационной безопасности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 1. С. 24-32.