вторник, 6 марта 2007 г.

Виталий Зыков "Путь домой"

Недавно прочитал три книги Виталия Зыкова из цикла "Путь домой", опубликованные издательством Альфа-книга. С нетерпением ожидаю последнюю. Давненько не получал такого удовольствия от чтения фэнтези. Удовольствие такой степени, что даже задумался: а в чем, собственно говоря, причина?

Сюжет его книг на первый взгляд выглядит незамысловато: люди из современной российской жизни попадают в иные миры. Прямо скажем, ничего оригинального. Стандартный прием: берем простых людей, помещаем в необычную ситуацию, следим за развитием событий. Такой подход в литературе напоминает химические опыты с использованием пробирок: «пробирочные» характеры в лаборатории пытливого «ученого». Каким-то странным образом получается, что наши "простые" люди все, как на подбор, оказываются крутыми перцами, способными на всяческие магические фокусы. Кроме того, как уже отмечали на разных форумах, второстепенные сюжетные линии сильно проигрывают главной. Поэтому во время первого прочтения невольно начинаешь пропускать обширные фрагменты текста. Тем не менее, книги читаются взахлеб, несмотря на шаблонность, серьезный перепад между сюжетными линиями, тупизну "друзей" главного героя и даже периодические ляпы типа: "Людей следовало кормить и платить жалованье, а дно кошелька запасливого Терна уже показывало дно..." (кн. 3, гл. 18)

Итак, почему? Возможно потому, что описываемый автором мир Торна очень сильно напоминает наш мир. Поростые аналогии: Республика острова Молд, местная сверхдержава, это США. Вокруг республики магов создан аналог блоку НАТО, занимающийся проблемами нераспространения магического оружия массового поражения. Вообще магическое искусство мира Торн можно сравнить с современными технологиями. Сравнение, конечно, относительное, так как могущество современных технологий не может быть оспорено никакими древними артефактами. Тем не менее, не может не вызывать сочувствие положение нищего большинства мира (который у нас больше известен под эвфемизмом "развивающиеся страны"), не причастного к благам мировой цивилизации. Положение гегемона всегда вызывает зависть. Почему это они живут богаче и лучше? Кстати, примерно об этом недавно говорил наш президент в Мюнхене.

Однако, больше всего "цепляет" даже не поверхностное сходство международной политики, а жизненная ситуация, в которую погружены главные герои. Это ситуация борьбы всех против всех, когда нет никакой надежды на помощь государства или так называемого общества. Фактически - это ситуация всех граждан России. Особенно в 90-е годы. Более того, несмотря на то, что главному герю не хочется уезжать за границу, жизнь распоряжается по другому. Ему приходится уезжать, как и всем нам. Ему - географически, а нам - в переносном смысле. Как бы мы не хотели остановиться, сохранить стабильность, спокойствие, этого не получится. Мы живем в другой России. Таким образом, нет большой разницы: уезжать или нет. Перемены неизбежны. И что происходит с человеком в крайней ситуации, в ситуации стремительных перемен? Очерствение души. "Война всех против всех" заканчивается победой наиболее сильного зверя. Каков же путь домой, путь к самому себе? Быть сильным, быть умным, не давать себя в обиду. Быть сверхчеловеком? Мда-а, ницшеанство чистой воды. Допустим. Но что бы мы не говорили по поводу многочисленных недостатков цикла, главное в нем есть: то, что заставляет думать о себе, о современной жизни, о добре и зле...