суббота, 16 января 2010 г.

Дмитрий Быков "ЖД"

Вчера наконец-то закончил читать поэму Дмитрия Быкова "ЖД". Фу, ну, что за мода - 700 страниц! Это же никаких сил не хватает. Последние 100 страниц - лишь бы уж скорее дочитать, а концовка такая, что её уже на 300-й странице видно. В общем, я бы это дело сократил наполовину. Не меньше.

Но, в целом, надо сказать, что пишет неплохо: стиль, наблюдения, жизненные ситуации. Про судьбу российских пенсионеров - очень хорошо. Как они проводят своё время в очередях и у телевизоров. Это вам не европейские старушки, путешествующие по Египтам и прочим Африкам. Иногда попадаются вполне смешные ситуации, но ещё раз повторяю - они как изюм в невкусной булке - для такого объёма слишком редко попадаются.

Что касается общего посыла книги, то и тут масса спорных моментов. Особенно меня задели нападки на правозащитников, которые якобы пресмыкаются перед кавказскими полевыми командирами. Когда это интересно было? В Чечне, видимо, осталась единственная оппозиция - это правозащитники. Они выступали против наших методов войны в 1-ю и 2-ю чеченские, но точно также и против методов "ваххабитов". А уж то, что они делают пиар - это уж вообще бред.

Точно также я бы охарактеризовал описание благотворительной практики. Да, я согласен, что благотворительность в наши дни - это сплошной пиар. Так написано в учебниках по связям с общественностью. Но, вот что я скажу: кто хотя бы раз участвовал в такой благотворительной акции знает, что это играет в две стороны: и тем, кому дают, и тем, кто даёт. Мораль - это изначально лицедейство. Некие условные правила. И тут (внимание!) благотворительная деятельность вырабатывает ПРИВЫЧКУ к моральному поведению. Пока такой привычки нет, так и будем в России воровать друг у друга. Вот он пишет, что благотворительность в России стимулирует взятки. Не думаю. Скорее наоборот, в России нет никаких налоговых льгот, а отчётность такая, что закачаешься. Самая чистая форма благотворительности именно в России.

И уж совсем мне не понятно то, что он тоже перепевает тухлую идею о том, что евреи бросят свой Израиль, свой исконный Иерусалим, и постараются захватить Россию. Ну, что за бред. Я ещё понимаю - Проханов, но уж Быков, в девичестве Зильбельтруд! А ещё в Гоголи метит.

Очевидно, я напоролся не на самую лучшую из его книг. Местами читать интересно, размышления продуцирует, но слишком затянуто. Гораздо интереснее и полезнее слушать его по Эхо Москвы...