среда, 30 декабря 2009 г.

Социальные сети в избирательной кампании Барака Обамы

Быков И. А. Социальные сети в избирательной кампании Барака Обамы // Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы. М.: РАПН, 2009. С. 79-80.

Состоявшиеся в 2008 г. выборы 44-го президента США ознаменовались решительным внедрением информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс. Кроме традиционных интернет-сервисов значительную роль в победе Барака Обамы сыграли социальные сети, которые считаются одной из самых популярных технологий в современном киберпространстве(1). Напомним, что на выборах 4 ноября 2008 г. Барак Обама заручился поддержкой 365 из 538 выборщиков при необходимых 270 голосах. При этом явка избирателей достигла рекорда – 64 %(2).

Социальная сеть – это интерактивный многопользовательский вэб-сайт, предназначенный для коллективного общения и наполнения содержанием самими участниками сети. Структура и внешний вид контента социальных сетей определяется создателями/владельцами сайта. Также они определяют каналы общения между пользователями. Такими каналами выступают сервисы внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Несмотря на наличие некоторых различий между различными социальными сетями, основные коммуникативные функции и принципы структурирования контента в них практически полностью совпадают. Так, например, все социальные сети позволяют пользователю разместить свои биографические данные, свою фотографию и т.п.

Притягательность социальных сетей и их популярность объясняется несколькими факторами. Во-первых, они выполняют функцию позиционирования индивида в социальном окружении, не требуя при этом серьёзных познаний в области вэб-дизайна и программирования. Интерфейс социальных сетей интуитивно понятен. Они позволяют, как размещать информацию о себе, так и находить информацию о других. Таким образом, пользователь социальной сети помещает себя в определённое социальное окружение, которое характеризуется как его биографическими данными, так и его интересами, списком друзей и т.п.

Во-вторых, очень важной функцией социальных сетей является их направленность на развитие межличностной и групповой коммуникации. Это достигается как при помощи сервисов внутренней почты и мгновенного обмена сообщений, так и при помощи создания групп и назначения встреч. Эти инструменты довольно разнообразны. Они могут также включать комментарии или записи на стене. Можно сказать, что потребность в общении в социальных сетях реализуется максимально разнообразными способами для того, чтобы удовлетворить самые разные запросы пользователей.
[79]

В-третьих, использование социальных сетей позволяет пользователям реализовывать свои потребности в самовыражении. Они имеют большую свободу действий в выборе инструментов коммуникации, а также подбора информации, которую они хотят разместить. Практически все стороны жизнедеятельности пользователя могут быть отображены на личной страничке пользователя и в его переписке с другими пользователями.

И, наконец, четвёртая особенность социальных сетей связана с тем, что они предоставляют большие возможности для развлечений. Подобного рода развлечения могут проявляться в самых неожиданных формах, включая создание «виртуальных» персонажей и двойников реальных людей, которые по тем или иным причинам не удосужились завести собственный аккаунт в социальной сети. Все эти характеристики делают социальные сети очень популярными и динамично развивающимися.

Очевидно, что популярность социальных сетей не была оставлена без внимания во время избирательной кампании на пост президента США в 2008 г. Накануне выборов сайт www.techpresident.com опубликовал статистику поддержки кандидатов среди пользователей социальных сетей. И если лидерство Барака Обамы не вызвало большого удивления, ввиду его возраста и приверженности информационным технологиям, то отрыв от ближайшего преследователя – Джона Маккейна – оказался очень внушительным. Так, среди пользователей Facebook на 9 октября 2008 Обама имел 2,037,315 «друзей», а МакКейн всего 564,954. Аналогичная картина наблюдалась и в социальной сети MySpace. 31октября 2008 Обама «дружил» с 812,536 пользователями, а МакКейн – с 211,592. В обоих случаях количество поддерживающих Барака Обаму превышало аналогичный показатель у Джона МакКейна почти в 4 раза.

Политическая поддержка со стороны пользователей социальных сетей приносит гораздо больше дивидендов, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, пользователи социальных сетей становятся добровольными агитаторами. Они переписываются с колеблющимися избирателями, пересылают видео-материалы, критикуют оппонентов и т.п. Во-вторых, как показал опыт последней избирательной кампании, Обаме удалось повысить явку избирателей, подключив к голосованию тех людей, которые ранее считались закоренелыми абсентеистами, то есть пользователей глобальной сети Интернет.
[80]

Ссылки
1. Макконнелл Б., Хуба Дж. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере. – М.: Вершина, 2008.
2. Obama wins historic US election // BBC News, 5 November, 2008, http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/americas/us_elections_2008/7709978.stm

Быков И.А., Copyright ©, 2009