Быков И. А. Проблемы изучения феномена электронной избирательной кампании в современной политологии // Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы. СПб.: СПбГУ, 2009. С. 26-27.
Изучение феномена электронной избирательной кампании сегодня входит в центральную сферу исследовательских и практических интересов политического консалтингаi. Успешная избирательная кампания Барака Обамы 2008 года показала, что информационные технологии способны оказаться одним из самых важных факторов успеха на выборахii. Следует отметить, что данная проблематика уже как минимум десятилетие активно обсуждается среди политологовiii. Вместе с тем, технологическая мультивариативность используемых информационных технологий и комплексность самих современных избирательных кампаний ставят многочисленные вопросы в исследовании феномена электронных избирательных кампаний.
Электронная избирательная кампания – в отличие от традиционных избирательных кампаний – опирается на новые информационные технологии, которые включают в себя и сильно модифицированные под их же влиянием традиционные СМИ (радио, телевидение, журналы и газеты). Информационные технологии ставят традиционные СМИ перед выбором: либо трансформироваться, либо погибать. Так, например, печатные СМИ вынуждены «уходить в Интернет», избавляясь от бумажной формы представления информации. То же самое происходит с радио и телевидением: они вынуждены организовывать интернет-вещание, делать видео-передачи, заводить аккаунты в FaceBook, Twitter и т.п. Новая ситуация в сфере масс медиа характеризуется персонализацией информационного потребления, интерактивностью и широким распространением вирусных технологий.
Таким образом, электронная избирательная кампания является современным видом избирательных кампаний, основным средством ведения которой являются информационные технологии. По своей сути и задачам электронные избирательные кампании мало чем отличаются от традиционных. По-прежнему большое значение имеют такие вещи, как повестка дня, электоральная география, умение вести дискуссию и т.п. Политическая конъюнктура во многом определяется экономическими обстоятельствами избирательной кампании и внешнеполитической ситуацией.
Вместе с тем, не стоит преуменьшать значение новых технологий. Они делают одну очень важную вещь: преодолевают отчуждение, возникшее между политическими элитами
[26]
и рядовыми гражданами. Вирусные технологии позволяют создать впечатление прямого участия в политике, поскольку избиратели лично выступают в самых разных качествах: от активных исследователей политической конъюнктуры до добровольных агитаторов в пользу того или иного кандидата или партии. Вовлечение избирателей в политику через информационные технологии приводит, во всяком случае, об этом говорят выборы в США и Франции, к повышению политического участия и тем самым – к повышению легитимности политического режима.
Электронные избирательные кампании стали новой политической реальностью. Вместе с тем, динамичное развитие информационных технологий ставит перед политологами задачу непрерывной актуализации исследований в области электронных избирательных кампаний.
[27]
Быков И.А., Copyright ©, 2009