среда, 21 декабря 2011 г.

Интернет-фандрайзинг и выборы: российские перспективы и ограничения

Быков И. А. Интернет-фандрайзинг и выборы: российские перспективы и ограничения // Российская политика в условиях избирательного цикла 2011-2012 гг. Международная научная конференция. Тезисы докладов. Москва, 2-3 декабря 2011 г. М.: Российская ассоциация политической науки, 2011. С. 37-39. 

При исследовании многих аспектов влияния интернет-технологий на политику несколько в стороне оказалась такая важная проблема, как финансирование деятельности политических акторов через Интернет. Данная проблематика представляет особенный интерес, как нам представляется, по двум причинам. Во-первых, анализ механизмов финансирования российской политики вообще позволяет делать далеко идущие выводы о характере и перспективах существующего режима. Во-вторых, существующая в России практика фактически исключает политический фандрайзинг через Интернет, что ставит перед исследователями вопрос о причинах этого явления.
[37]

Несомненно, величина финансовых ресурсов является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на результаты выборов.1 Фактически, современные выборы превратились в соревнования толстых кошельков, когда от способности привлечь в свой предвыборный фонд необходимое количество денег зависит успех конкретного кандидата или партии. Так, на пример, одной из причин победы Б. Обамы на последних президентских выборах в США стало то, что он собрал почти 1 млрд. долларов в свой избирательный бюджет (точная цифра — 997 млн.). В то же самое время его оппонент смог аккумулировать на свои нужды «всего» 784 млн. долларов.2 Более того, надо отметить тот факт, что Б. Обама преуспел, в первую очередь, в интернет-фандрайзинге среди простых американцев, что затем позволило «поверить в него» больших доноров. 25-летний специалист избирательного штаба Обамы - Крис Хьюджес (Chris Hughes), который отвечал за продвижение в социальных сетях и организацию фандрайзинга в Интернете, создал более 70 тысяч фандрайзинговых страниц, которые стали приносить необходимое финансирование во время праймериз и показали, что Б. Обама, как потенциальный кандидат от демократической партии, имеет огромные перспективы.3 В результате интернет-фандрайзинга 57% всех добровольных взносов в поддержку Обамы составили небольшие суммы в размере до 200 долларов, тогда как в бюджете Маккейна доля таких взносов не превысила 35%.4

Российская практика в области интернет-фандрайзинга резко отличается от зарубежной. Ни одна из семи зарегистрированных партий к началу избирательной кампании в Государственную Думу не предлагает на своей официальной страничке удобных интернет-приложений для внесения пожертвований. Нет ни Yandex-кошельков, ни кошельков Web-money, ни каких-либо других виджетов, позволяющих посетителям официальных сайтов партий оказать им поддержку. Всего три партии из семи имеют на своих сайтах банковские реквизиты, спрятанные в разделе «Контакты».

Вместе с тем, весной 2011 г. появились, как минимум, два политических проекта, которые сумели собрать достаточно большое количество средств через Интернет.5 Речь идёт об известном антикоррупционном проекте Алексея Навального «РосПил» и инициативе Бориса Немцова по сбору средств на публикацию доклада «Путин — коррупция». При первоначальном плане по сбору 3-5 млн. рублей в течение года Навальному удалось собрать более 6 млн. рублей за два месяца. Немцову перечислили почти 2 млн. рублей. Оба проекта использовали для сбора средств интернет-кошельки от компании Yandex. Обоснованность этого выбора заключалась в популярности и простоте использования этого приложения. Однако после того, как в мае 2011 г. после официального запроса ФСБ данные о наиболее крупных донорах проекта Навального стали известны третьим лицам,6 ситуация резко изменилась.

Отсутствие политического интернет-фандрайзинга в России связано как с недостаточно прозрачной регуляцией финансирования деятельности политических партий,7так и с общей конфигурацией электоральной системы, которая, несомненно, не стимулирует заинтересованность политических партий в финансовой поддержке со стороны «простых избирателей». Таким образом, при достаточно большой интернет-аудитории и наличии первых
[37]

успешных примеров интернет-фандрайзинг в России пока остаётся экзотикой и уделом внесистемной оппозиции.
[38]

Примечания

1. Закерман Э. Комитеты политических действий и финансирование кампаний // Справочник по политическому консультированию / Под ред. Д. Перлматтера. - М.: Имидж-контакт, 2002. - С. 76-86.

2. Jones E., Vassallo S. The 2008 Presidential Elections: A Story in Four Acts. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2009. - P. 105.

3. Stanton J. The Man Behind Obama's Online Election Campaign // Web 2.0 Convergence: Blog by Jim Stanton, 2009, April 20. http://www.digitalcommunities.com/blogs/web/The-Man-Behind-Obamas.html (проверено: 15.09.2011)

4. Jones E., Vassallo S. Ibid. - P. 105-106.

5. Фандрайзинг российской внесистемной оппозиции // Политические технологии: мировой опыт. URL: http://political-technology.ru/index.php/2011-04-30-03-22-09/51-2011-05-01-08-35-00 (проверено: 15.09.2011)

6. «Яндекс» подтверждает: утечка данных блогеров могла произойти после запросов ФСБ о проекте «РосПил» // Газета.РУ, 2011, 2 мая. URL: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/05/02/n_1820705.shtml (проверено: 15.09.2011).

7. Петрова Н. Бюджет демократической постановки // Коммерсант деньги, 2011, № 35. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1753055/print (проверено: 15.09.2011).

Быков И.А., Copyright ©, 2011