пятница, 1 декабря 2017 г.

Политическая коммуникация и политические институты на постсоветском пространстве

Цитирование: Быков И.А. Политическая коммуникация и политические институты на постсоветском пространстве // Актуальные проблемы медиаисследований-2017. Тезисы конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. С. 14-16.

В 2017 г. мы празднуем несколько значимых для России юбилейных дат. Одной из них является тридцатилетие политики «гласности», объявленной М. С. Горбачевым в 1987 г. После распада Советского Союза началось независимое развитие политических институтов и медиасистем бывших союзных республик. Постсоветское пространство предлагает исследователям возможность для сравнительного исследования динамики развития политических коммуникаций и политических институтов из относительно общей для всех ситуации. Теоретически можно предположить, что существует связь между политическими институтами и функционированием СМИ. Однако, так ли это? Существует ли она на самом деле? И можно ли считать, что политические коммуникации и СМИ, как социальный институт, предвосхищают изменения политических институтов?

Более того, исследуемую реальность значительно усложнили интернет-коммуникации, которые благодаря своей сетевой природе значительно менее институционализированы, чем традиционные СМИ. Важность интернет-коммуникаций побудила известную международную организацию Freedom House в 2010 г. к созданию специального рейтинга по проблеме государственного регулирования Интернета в странах мира. Freedom House в первую очередь занимался проблемами сравнительных исследований политических режимов во всем мире, ведя индекс Freedom in the World, а также проблемами свободы слова (Freedom of the Press). В кратком изложении, Freedom House ранжирует страны на три большие группы: либеральные демократии (существуют соревновательные выбора, гражданские и политические права преимущественно соблюдаются), электоральные автократии (существуют соревновательные выборы, но гражданские и политические права значительно нарушаются) и авторитарные режимы без конкурентных выборов и соблюдения политических прав граждан. По данным Freedom House после третьей волны демократизации, достигшей своего апогея в начале девяностых, начался период стабилизации, который, вполне вероятно, может закончится реверсивной волной и уменьшением количества демократических и полудемократических режимов.

В нашем исследовании мы проводим верификацию гипотезы о том, что изменения политических институтов, свобода слова и интернет-коммуникации связаны между собой. Мы используем данные Freedom House с 2000 года по всем 15 бывшим республикам СССР. Анализ результатов корреляционного анализа позволяет с большой долей уверенности сделать вывод о том, что корреляция между режимными изменениями и свободой слова более сильная, нежели между режимными изменениями и сетевыми коммуникациями в Интернете. В частности, в 10 странах из 15 (Азербайджан, Армения, Беларусь, Латвия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина и Эстония) наблюдается сильная корреляция между свободой слова и режимной трансформацией. Также, в Грузии в этой области выявлена слабая корреляция (p-value составило 0,063). Можно предположить, что в республиках бывшего СССР СМИ и политические институты находятся в положительной корреляции, то есть динамика их изменений совпадает. В то же самое время, взаимозависимость между режимной трансформацией и Интернетом выявлена всего в двух случаях: в Азербайджане и Грузии, а еще в двух случаях (Россия и Украина) эта корреляция слабая, статистически малозначимая.