вторник, 28 декабря 2010 г.

Электронное правительство 2.0: оценивая российскую действительность

Быков И. А. Электронное правительство 2.0: оценивая российскую действительность // Политические институты в современном мире / Под общ. ред. С. Г. Еремеева, О. В. Поповой. СПб.: ООО "Аллегро", 2010. С. 62-64.

Теория и практика политических институтов существенно расширилась за счёт внедрения современных информационных технологий в деятельность органов власти. Термин «электронное правительство» при всей своей противоречивости уверенно вошёл в лексический запас действующих политиков и политологов. Однако, не успели ещё отшуметь дискуссии по поводу терминологической корректности самого понятия1, как повестку дня властно захватила идея «электронного правительства 2.0», которая возникла в результате стремительной адаптации социальных медиа в политической жизни2.

Принципы технологий Веб 2.0 в самом общем изложении представлены в работах Т. О'Рейли3. По его мнению, среди основных характеристик Веб 2.0 следует выделить следующие:
  • Веб как платформа;
  • Использование «коллективного разума»;
  • Управление знаниями и информацией как залог успеха;
  • Изменение традиционного цикла разработки программного обеспечения;
  • «Лёгкие» модели программирования;
  • Создание кроссплатформенных программных продуктов;
  • Доминирование «продвинутых пользователей».
Одним из самых видимых результатов Веб 2.0 стало появление социальных медиа, в которых подавляющая доля контента создаётся и распространяется самими пользователями. К ним относятся не только блоги, социальные сети, видео-хостинги и т.п., но и любые сайты, которые имеют систему интеграции с популярными социальными сервисами и удобные способы комментирования. Согласно выводу М.С. Будолак, «социальные медиа — это новый вид он-лайн СМИ, где любой пользователь сети интернет, не обладающий навыками программирования, может участвовать в процессе создания, хранении и распространении социально значимой информации, имеющей периодический характер и адресованной широкой общественности»4. Социальные медиа уже сегодня являются серьёзным конкурентом традиционным СМИ. Другим значимым результатом развития технологий Веб 2.0 стала мысль о дальнейшем развитии электронного государства, которая получила практическое воплощение в той или иной степени во многих странах мира. Последние исследования показывают, что без технологий Веб 2.0 демократические правительства не могут добиться принципиального изменения своих политических систем. Основное преимущество новых технологий заключается в том, что они действительно создают условия для непосредственной интерактивности, а также способствуют активации гражданского общества. Следует отметить, что современное государственное управление требует непосредственного внедрения технологий Веб 2.0 в повседневные управленческие практики. При всей казалось бы юмористичности присутствия топ-чиновников в социальных сетях, само это присутствие указывает на вектор развития государства. Обратная связь, получаемая в них, радикально отличается от традиционных отчётов, которые чаще всего выдают желаемое за действительное. Ещё одной важнейшей функцией этих технологий является тестирование и обкатка политических решений. Также вероятно, что наиболее высокий потенциал в использовании технологий Веб 2.0 для государственного управления, видимо, находится в области сетевого метода кооперации между государственными структурами, общественными организациями и рядовыми гражданами. Имеенно эти технологии являются почти идеальной платформой для создания открытых для граждан правительств.

Высшее политическое руководство России в лице Президента Д.А. Медведева придаёт этой теме большое значение. Так, например, во время визита в Китай он прямо заявил, что «чиновник, который не умеет пользоваться интернетом,... не имеет будущего»5. Собственным примером Президент показывает, что нужно делать в этом направлении. Именно он стал первым российским политиком, организовавшим видео-блог, и одним из первых, кто открыл аккаунт на YouTube и в Twitter. Основной причиной подобного внимания, очевидно, стали красноречивые социологические данные о популярности социальных сетей в России (см. табл. 1). Так, например, согласно результатам маркетинговых исследований компании comScore, в августе 2010 г. Россия занимала первое место в мире по интенсивности участия пользователей в социальных сетях. Наибольшей популярностью среди социальных сетей в России пользуются Вконтакте (27,8
[62]

млн. посетителей) и Одноклассники (16,7 млн. посетителей). Не смотря на то, что Facebook является мировым лидером и в большинстве стран мира является лидером в этой области, в России ему отводится скромное пятое место с показателем 4,5 млн. посетителей6.

Таблица 1. Топ-10 стран по среднему времени, затраченному посетителями на работу в социальных сетях
СтранаВремя (часов в месяц)Общее количество уникальных посетителей (тыс. чел.)
Россия9,834545
Израиль9,24032
Турция7,620911
Великобритания7,335792
Филиппины6,25176
Канада5,822087
Индонезия5,37183
Финляндия5,02983
Испания5,018589
Пуэрто-Рико4,91078
Всего в мире4,5964305

Для оценки уровня внедрения технологий Веб 2.0 в деятельность российских государственных органов нами было предпринято контент-аналитическое исследование официальных сайтов органов государственной власти федерального уровня. Всего было исследовано 83 сайта. Из них 2 сайта относятся к законодательной ветви власти (Государственная дума и Совет Федерации), 3 сайта — к судебной власти (Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд), остальные 78 — к исполнительной власти. К большому сожалению, сайт Общественной палаты РФ оказался не доступен для изучения, поскольку на момент проведения исследования (8-9 ноября) «срок регистрации домена oprf.ru закончился». Из сайтов исполнительной власти нами было выделены следующие категории:
  • Сайты Президента и Правительства РФ
  • Сайты 18 министерств
  • Сайты служб и агентств в министерском подчинении
  • Сайты служб и агентств в непосредственном подчинении Президенту или Премьер-министру
  • Объединённый портал gosuslugi.ru, призванный стать «единым окном» всех государственных услуг, оказываемых гражданам7.
Основной задачей исследования являлось выявление уровня развития элементов Веб 2.0 в деятельности государственных органов. Основными единицами анализа выступали такие элементы технологий Веб 2.0, как социальные сети, блоги, YouTube и служба мгновенных сообщений Twitter. Хотелось бы подчеркнуть, что речь шла именно об официальных сайтах и их интеграции в Веб 2.0. Если, например, сайт Совета Федерации не содержал прямой ссылки на блог председателя Сергея Миронова в «Живом журнале», то, следовательно, он не получал ни одного балла. На наш взгляд, очевидно, что нужно разделять государственную службу и политическую деятельность конкретных чиновников. Таким образом, учёту подлежали только явные случаи интеграции элемента Веб 2.0 в сайт государственного органа. Результат исследования оказался, в определённой степени, обескураживающим. На 83 сайтах органов федеральной власти было обнаружено всего 13 элементов технологий Веб 2.0 (см. табл. 2).

Таблица 2. Элементы Веб 2.0 на сайтах органов государственной власти федерального уровня
ТехнологияКоличество
Twitter5
Блог в Живом журнале2
Facebook2
Блог на официальном сайте2
YouTube1


Всего 8 из 83 сайтов использовали технологии Веб 2.0. Это составляет 9,6%. Таким образом, следует признать, что Веб 2.0 на сегодняшний день не получил широкого распространения. Во всяком случае, если сравнивать со 100% наличием PR-служб, Веб 2.0 не получил статуса доминирующей технологии. Разумеется, это связано с традиционной причиной ограниченности
[63]

российской интернет-аудитории. С другой стороны, есть очень интересное и, как представляется, важное обстоятельство, связанное с тем, кому непосредственно подчиняются государственные органы. Нами была выдвинута гипотеза о том, что внедрение технологий Веб 2.0 будет зависеть от того, кому подчиняются те или иные государственные органы непосредственно. Было обнаружено, что сайты государственных органов, непосредственно подчиняющихся Президенту Медведеву, больше используют технологии Веб 2.0, чем «путинские». В данном случае объяснительный механизм связан с традиционной бюрократической логикой, желанием подчинённых «угодить» своему начальнику (см. табл. 3).

Таблица 3. Влияние субординации на использование технологий Веб 2.0
Подчинение государственных органовСайтыВсего элементов Веб 2.0Всего сайтов с Веб 2.0% сайтов с Веб 2.0
Медведеву217419%
Путину57547%

Некоторые государственные органы с определённой спецификой, связанной в первую очередь с коммерческой деятельностью, также продемонстрировали лучшие результаты, чем в среднем. Например, Федеральная антимонопольная служба, Минсоцэкономразвития, Федеральная служба финансовых рынков и Высший арбитражный суд. Это можно как-то объяснить отношением к миру современной экономики. С другой стороны, некоторые структуры, вроде «МИДа или Росмолодёжи», должны были бы в обязательном порядке использовать эти инструменты, но не используют.

Подводя итоги, следует сказать, что несмотря на усилия Президента РФ Д.А. Медведева, внедрение электронного правительства в России идёт трудно. Особенно это касается технологий Веб 2.0. Обращает на себя внимание тот факт, что государственные органы власти не используют отечественные социальные сети (Вконтакте, Одноклассники) и блог-хостинги (LiveInternet, Я.Ру, Блоги@Mail.Ru и т.п.). Вероятно, мы имеем дело с работой на внешние целевые аудитории и, прежде всего, на политическую и медийную элиту развитых демократических стран. Складывается впечатление, что открытие нового сервиса Веб 2.0 служит информационным поводом для общения с иностранными и отечественными журналистами, а не для повседневной работы со своими гражданами.

Примечания

1. Быков И.А. «Электронная демократия» vs «электронное правительство»: концептуальное противостояние? // Политэкс: Политическая экспертиза: Альманах. Вып. 3. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С. 69-79.; Сморгунов Л.В. От электронного государства к электронному правлению: смена парадигмы // Политическая наука. 2007. № 4. С. 20-49; Hindman M.S. The Myth of Digital Democracy. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2009.

2. Chun S.A., Shulman S., Sandoval R., Hovy E. Government 2.0: Making Connections Between Citizens, Data and Government // Information Polity, 2010, № 15, pp. 1-9.

3. О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра, 11 октября 2005 года, http://www.computerra.ru/think/234100/; O'Reilly T. What is Web 2.0 // O'Reilly Media, 2005, September 30, http://oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html?page=1

4. Будолак М.С. Понятие «социальные медиа» // Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 7 / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. - СПб.: Роза мира, 2009. С. 18.

5. Посещение Даляньского института иностранных языков // Президент России, 26 сентября 2010, http://kremlin.ru/news/9023

6. Russia Has Most Engaged Social Networking Audience Worldwide // comScore, 2010, 20 October, http://comscore.com/Press_Events/Press_Releases/2010/10/Russia_Has_Most_Engaged_Social_Networking_Audience_Worldwide

7. Из исследования сайтов исполнительной ветви власти также выпала федеральная служба «Рособоронпоставка», которая на момент исследования не имела собственного сайта.

Быков И.А., Copyright ©, 2010