Теория и практика политических институтов существенно расширилась за счёт внедрения современных информационных технологий в деятельность органов власти. Термин «электронное правительство» при всей своей противоречивости уверенно вошёл в лексический запас действующих политиков и политологов. Однако, не успели ещё отшуметь дискуссии по поводу терминологической корректности самого понятия1, как повестку дня властно захватила идея «электронного правительства 2.0», которая возникла в результате стремительной адаптации социальных медиа в политической жизни2.
Принципы технологий Веб 2.0 в самом общем изложении представлены в работах Т. О'Рейли3. По его мнению, среди основных характеристик Веб 2.0 следует выделить следующие:
- Веб как платформа;
- Использование «коллективного разума»;
- Управление знаниями и информацией как залог успеха;
- Изменение традиционного цикла разработки программного обеспечения;
- «Лёгкие» модели программирования;
- Создание кроссплатформенных программных продуктов;
- Доминирование «продвинутых пользователей».
Высшее политическое руководство России в лице Президента Д.А. Медведева придаёт этой теме большое значение. Так, например, во время визита в Китай он прямо заявил, что «чиновник, который не умеет пользоваться интернетом,... не имеет будущего»5. Собственным примером Президент показывает, что нужно делать в этом направлении. Именно он стал первым российским политиком, организовавшим видео-блог, и одним из первых, кто открыл аккаунт на YouTube и в Twitter. Основной причиной подобного внимания, очевидно, стали красноречивые социологические данные о популярности социальных сетей в России (см. табл. 1). Так, например, согласно результатам маркетинговых исследований компании comScore, в августе 2010 г. Россия занимала первое место в мире по интенсивности участия пользователей в социальных сетях. Наибольшей популярностью среди социальных сетей в России пользуются Вконтакте (27,8
[62]
млн. посетителей) и Одноклассники (16,7 млн. посетителей). Не смотря на то, что Facebook является мировым лидером и в большинстве стран мира является лидером в этой области, в России ему отводится скромное пятое место с показателем 4,5 млн. посетителей6.
Таблица 1. Топ-10 стран по среднему времени, затраченному посетителями на работу в социальных сетях
Страна | Время (часов в месяц) | Общее количество уникальных посетителей (тыс. чел.) |
Россия | 9,8 | 34545 |
Израиль | 9,2 | 4032 |
Турция | 7,6 | 20911 |
Великобритания | 7,3 | 35792 |
Филиппины | 6,2 | 5176 |
Канада | 5,8 | 22087 |
Индонезия | 5,3 | 7183 |
Финляндия | 5,0 | 2983 |
Испания | 5,0 | 18589 |
Пуэрто-Рико | 4,9 | 1078 |
Всего в мире | 4,5 | 964305 |
Для оценки уровня внедрения технологий Веб 2.0 в деятельность российских государственных органов нами было предпринято контент-аналитическое исследование официальных сайтов органов государственной власти федерального уровня. Всего было исследовано 83 сайта. Из них 2 сайта относятся к законодательной ветви власти (Государственная дума и Совет Федерации), 3 сайта — к судебной власти (Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд), остальные 78 — к исполнительной власти. К большому сожалению, сайт Общественной палаты РФ оказался не доступен для изучения, поскольку на момент проведения исследования (8-9 ноября) «срок регистрации домена oprf.ru закончился». Из сайтов исполнительной власти нами было выделены следующие категории:
- Сайты Президента и Правительства РФ
- Сайты 18 министерств
- Сайты служб и агентств в министерском подчинении
- Сайты служб и агентств в непосредственном подчинении Президенту или Премьер-министру
- Объединённый портал gosuslugi.ru, призванный стать «единым окном» всех государственных услуг, оказываемых гражданам7.
Таблица 2. Элементы Веб 2.0 на сайтах органов государственной власти федерального уровня
Технология | Количество |
5 | |
Блог в Живом журнале | 2 |
2 | |
Блог на официальном сайте | 2 |
YouTube | 1 |
Всего 8 из 83 сайтов использовали технологии Веб 2.0. Это составляет 9,6%. Таким образом, следует признать, что Веб 2.0 на сегодняшний день не получил широкого распространения. Во всяком случае, если сравнивать со 100% наличием PR-служб, Веб 2.0 не получил статуса доминирующей технологии. Разумеется, это связано с традиционной причиной ограниченности
[63]
российской интернет-аудитории. С другой стороны, есть очень интересное и, как представляется, важное обстоятельство, связанное с тем, кому непосредственно подчиняются государственные органы. Нами была выдвинута гипотеза о том, что внедрение технологий Веб 2.0 будет зависеть от того, кому подчиняются те или иные государственные органы непосредственно. Было обнаружено, что сайты государственных органов, непосредственно подчиняющихся Президенту Медведеву, больше используют технологии Веб 2.0, чем «путинские». В данном случае объяснительный механизм связан с традиционной бюрократической логикой, желанием подчинённых «угодить» своему начальнику (см. табл. 3).
Таблица 3. Влияние субординации на использование технологий Веб 2.0
Подчинение государственных органов | Сайты | Всего элементов Веб 2.0 | Всего сайтов с Веб 2.0 | % сайтов с Веб 2.0 |
Медведеву | 21 | 7 | 4 | 19% |
Путину | 57 | 5 | 4 | 7% |
Некоторые государственные органы с определённой спецификой, связанной в первую очередь с коммерческой деятельностью, также продемонстрировали лучшие результаты, чем в среднем. Например, Федеральная антимонопольная служба, Минсоцэкономразвития, Федеральная служба финансовых рынков и Высший арбитражный суд. Это можно как-то объяснить отношением к миру современной экономики. С другой стороны, некоторые структуры, вроде «МИДа или Росмолодёжи», должны были бы в обязательном порядке использовать эти инструменты, но не используют.
Подводя итоги, следует сказать, что несмотря на усилия Президента РФ Д.А. Медведева, внедрение электронного правительства в России идёт трудно. Особенно это касается технологий Веб 2.0. Обращает на себя внимание тот факт, что государственные органы власти не используют отечественные социальные сети (Вконтакте, Одноклассники) и блог-хостинги (LiveInternet, Я.Ру, Блоги@Mail.Ru и т.п.). Вероятно, мы имеем дело с работой на внешние целевые аудитории и, прежде всего, на политическую и медийную элиту развитых демократических стран. Складывается впечатление, что открытие нового сервиса Веб 2.0 служит информационным поводом для общения с иностранными и отечественными журналистами, а не для повседневной работы со своими гражданами.
Примечания
1. Быков И.А. «Электронная демократия» vs «электронное правительство»: концептуальное противостояние? // Политэкс: Политическая экспертиза: Альманах. Вып. 3. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С. 69-79.; Сморгунов Л.В. От электронного государства к электронному правлению: смена парадигмы // Политическая наука. 2007. № 4. С. 20-49; Hindman M.S. The Myth of Digital Democracy. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2009.
2. Chun S.A., Shulman S., Sandoval R., Hovy E. Government 2.0: Making Connections Between Citizens, Data and Government // Information Polity, 2010, № 15, pp. 1-9.
3. О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра, 11 октября 2005 года, http://www.computerra.ru/think/234100/; O'Reilly T. What is Web 2.0 // O'Reilly Media, 2005, September 30, http://oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html?page=1
4. Будолак М.С. Понятие «социальные медиа» // Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 7 / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. - СПб.: Роза мира, 2009. С. 18.
5. Посещение Даляньского института иностранных языков // Президент России, 26 сентября 2010, http://kremlin.ru/news/9023
6. Russia Has Most Engaged Social Networking Audience Worldwide // comScore, 2010, 20 October, http://comscore.com/Press_Events/Press_Releases/2010/10/Russia_Has_Most_Engaged_Social_Networking_Audience_Worldwide
7. Из исследования сайтов исполнительной ветви власти также выпала федеральная служба «Рособоронпоставка», которая на момент исследования не имела собственного сайта.
Быков И.А., Copyright ©, 2010