Быков И. А. Электронное государство, PR и технологии Веб 2.0 // PR, бизнес, СМИ - партнерство и конкуренция. СПб.: ИНЖЭКОН, 2010. С. 28-30.
Неостанавливающаяся эволюция интернет-технологий в начале 21 века привела к появлению, так назваемого, феномена Веб 2.0. Существующие сложности чёткого определения этого понятия, тем не менее, не повредили, а, скорее всего, наоборот, способствовали повсеместному распространению этого словосочетания или, как принято говорить в среде интернет-пользователей, этого «мема»1. В результате чего сегодня мы имеем дело с такими неологизмами, как «Электронное государство 2.0»2 и «PR 2.0»3.
Принципы технологий Веб 2.0 в самом общем изложении представлены в работах Т. О'Рейли 4. По его мнению, среди основных характеристик Веб 2.0 следует выделить использование Интернета не просто в качестве «коммуникационной среды», но в качестве «платформы». Если во время 90-х годов в авангарде технологической революции находились компании, занимающиеся разработкой компьютерных приложений, то теперь те компании, которые предоставляют платформы для достижения конкретных результатов. Развитие этих платформ находится в совместном распоряжении пользователей и разработчиков. Веб-технологии начинают развиваются за счёт коллективного разума, а не за счёт исключительных усилий коммерческих компаний.
Некоторые авторы 5 указывают, что технологии Веб 2.0 стали этапом, когда принципы сетевой коммуникации, которые находились в основе создания Интернета, были последовательно применены к самому Интернету. Только в данном случае на техническую основу была наложена социальная сетевая структура. Поэтму лучше говорить о технологиях Веб «в квадрате», а не о технологиях Веб 2.0. Так или иначе, на наш взгляд, Веб 2.0 отличается от Интернета 90-х гг. в сторону большей гибкости, интерактивности и привлечения активности пользователей 6.
[28]
Одним из самых видимых результатов Веб 2.0 стало появление социальных медиа, в которых подавляющая доля контента создаётся и распространяется самими пользователями. Согласно выводу М.С. Будолак, «социальные медиа — это новый вид он-лайн СМИ, где любой пользователь сети интернет, не обладающий навыками программирования, может участвовать в процессе создания, хранении и распространении социально значимой информации, имеющей периодический характери адресованной широкой общественности»7. Социальные медиа уже сегодня являются серьёзным конкурентом традиционным СМИ.
Другим значимым результатом развития интернета стала идея электронного государства, которая получила практическое воплощение в той или иной степени во многих странах мира. Последние исследования показывают, что без технологий Веб 2.0 демократические правительства не могут добиться принципиального изменения своих политических систем. Основное преимущество новых технологий заключается в том, что они действительно создают условия для непосредственной интерактивности, а также способствуют активации гражданского общества.
Более того, Веб 2.0 очевидно оказали влияние на деятельность по связям с общественностью. Д. Брекендридж делает вывод о том, что в связи с технологиями Веб 2.0 меняется сущность PR, который становится максимально интерактивным, а также массовым и индивидуальным одновременно. В связи с этим, невероятно возрастает сложность осуществления PR-коммуникаций.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что современное государственное управление требует непосредственного внедрения технологий Веб 2.0 в повседневные управленческие практики. При всей казалось бы юмористичности присутствия топ-чиновников в социальных сетях, само это присутствие указывает на вектор развития государства. Обратная связь, получаемая в них, радикально отличается от традиционных отчётов, которые чаще всего выдают желаемое за действительное. Ещё одной важнейшей функцией этих технологий является тестирование и обкатка политических решений.
Однако, наиболее высокий потенциал в использовании технологий Веб 2.0 для государственного управления, видимо, находится [29] в области сетевого метода кооперации между государственными структурами, общественными организациями и рядовыми гражданами. Имеенно эти технологии являются почти идеальной платформой для создания открытых для граждан правительств.
[28]
Примечания
1. Мем — это феномен спонтанного распространения некой информации, фразы или символа, приобретшей неожиданную популярность. Очень часто мемы не имеют никакого смысла, смешны или носят намеренно абсурдный характер.
2. Chun S.A., Shulman S., Sandoval R., Hovy E. Government 2.0: Making Connections Between Citizens, Data and Government // Information Polity, 2010, № 15, pp. 1-9.
3. Брекендридж Д. PR 2.0: Новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. - М.: Эксмо, 2009.
4. О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра, 11 октября 2005 года, http://www.computerra.ru/think/234100/
5. Raman T.V. Toward 2w, Beyond Web 2.0 // Communications of the ACM, 2009, Vol. 52, № 2, February, pp. 52-59.
6. Интернет-технологии в связях с общественностью / Отв. ред. И.А. Быков, О.Г. Филатова. - СПб.: Роза мира, 2010. С. 32.
7. Будолак М.С. Понятие «социальные медиа» // Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 7 / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. - СПб.: Роза мира, 2009. С. 18.
Быков И.А., Copyright ©, 2010