четверг, 30 декабря 2010 г.

Традиционные СМИ, социальные медиа и связи с общественностью в условиях кризиса

Быков И. А. Традиционные СМИ, социальные медиа и связи с общественностью в условиях кризиса // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения. СПб.: Роза мира, 2010. C. 199-200.

Экономический кризис, начавшийся в финансовом секторе глобальной экономики, оказал серьёзное влияние на связи с общественностью. В первую очередь, это влияние было связано с сокращением бюджетов, которые в докризисные годы выделялись на создание и поддержание позитивных имиджей субъектов коммерческой деятельности. Также, внутри оставшихся бюджетов произошли изменения, связанные с перераспределением средств в пользу, прежде всего, антикризисных PR-кампаний или действий, направленных на поддержание спроса со стороны потребителей.

Во-вторых, экономический кризис усилил тенденции, которые сформировались ещё в докризисное время в области средств массовой коммуникации. Эти тенденции в общих чертах характеризовались уменьшением аудитории традиционных СМИ и увеличением доли интернет-аудитории, а также аудитории и других новых медиа (мобильные приложения, сетевое телевидение и т.п.).

Кроме тенденции перераспределения аудитории между различными каналами коммуникации, следует особенно выделить появление феномена социальных медиа. Интернет, как средство массовой коммуникации нового поколения, привнёс в медиа-среду некоторые собственные специфические характеристики. Однако, это произошло не сразу. В конце прошлого столетия Интернет качественным образом мало чем отличался от традиционных СМИ. Фактически, интернет-СМИ в первое десятилетие существования представляли собой элетронные версии традиционных СМИ. Качественный перелом произошёл в начале нового тысячелетия. Он получил широкое распространение в специальной литературе под названием концепции Веб 2.0 (О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра, 2005, 11 октября).

Основная идея концепции Веб 2.0 сводится к тому, что интернет-технологии нового поколения, в техническом аспекте опирающиеся на высокоскоростное подключение к сети, в социальном аспекте предназназначены для того, чтобы максимальным образом использовать интерактивные технологии для формирования [199] виртуальных сообществ. Технологии Веб 2.0 характеризуются широким распространением социальных сетей, преимущественным созданием контента сайтов его посетителями, использованием контекстной рекламы, полноценным использованием видео- и аудио-потоков и другими технологиями, отличающими его от предыдущего «статичного» этапа. Если Интернет 90-х гг. ассоциируется с сайтом в виде статичной веб-брошюры, то теперь сайт предстаёт в виде социальной сети, то есть конгломерата общающихся между собой индивидов.

Социальные медиа возникли и функционируют на базе интернет-технологий Веб 2.0. Как указывает Д. Брекенридж, «социальные медиа это любой сервис, который использует Интернет для усиления (фасилитации) общения между людьми» (Breakenridge D. PR 2.0: new media, new tools, new audiences. - N.Y.: FT Press, 2008. P. XVIII). Среди наиболее известных проявлений социальных медия можно назвать Facebook, YouTube, Myspace, Twitter и т.п.

Косвенное влияние структурной перестройки внутри медиа-пространства оказалось достаточно сильным, чтобы поменять набор наиболее популярных инструментов PR-деятельности. В связи с этим, некоторые исследователи говорят о качественной трансформации связей с общественностью и переходе к концепции PR 2.0 (См.: Breakenridge D. Ibid.; PR 2.0 Reference Guide: Shift Communications, 2007). В какой-то степени PR 2.0 является возвращением к истокам связей с общественностью, когда межличностное общение с целевыми аудиториями являлось обязательным элементом ежедневной работы PR-специалиста. Сегодня PR 2.0 предполагает такое же общение с целевыми аудиториями, только уже посредством социальных медиа. А экономический кризис, который резко усилил тенденцию упадка традиционных СМИ, только способствовал переходу к новым социальным медиа и новыму стилю PR-деятельности.

[200]

Быков И.А., Copyright ©, 2010