вторник, 28 декабря 2010 г.

Президент Медведев, видео-блоггинг и публичная сфера в России

Быков И. А. Президент Медведев, видео-блоггинг и публичная сфера в России // Изменение России: политические повестки и стратегии. М.: РАПН, 2010. С. 38-39.

Среди нескольких отличительных черт, формирующих политический имидж Д.А. Медведева, можно выделить приверженность президента к новейшим информационным технологиями. Данная склонность довольно хорошо комбинируется с основной идеей президента — идеей модернизации страны. При этом, «любовь» Медведева к новейшим информационным технологиям выражается постоянно и в разных интересных формах: интернет-конференции, собственный видео-блог, аккаунты в YouTube, LiveJournal и Twitter, личная работа за компьютером и поиск информации в Интернете, заявление о том, что для губернаторов навыки работы с новыми информационными технологиями обязательны, а также о том, что будущее принадлежит электронной демократии, всесторонняя поддержка концепция «электронного правительства» и, наконец, посещение «силиконовой долины» во время визита в США. В данной работе речь пойдёт о тех эффектах, которые возникли в публичном пространстве благодаря инициативе президента по открытию собственного блога.

Интерес к видео-блоггингу, созданный благодаря блогу Д.А. Медведева, на наш взгляд, привёл к результатам, который не ожидали соответствующие специалисты по связям с общественностью, находящиеся в команде президента. Речь идёт о таких вещах, как прямые обращения к президенту или премьер-министру от рядовых граждан со своими жалобами на действия чиновников разного уровня. [38] Одним из первых в этом ряду стал майор Дымовский, который рассказал о фактах коррупции и других пороках системы правоохранительных органов. Немногочисленные блоги губернаторов преимущество превратились в жалобные книги, в которых граждане пытаются «найти правду». Видео-блоги и социальные сети показали своё колоссальное преимущество перед центральными телеканалами во время терактов в московском метро 29 марта 2010 г.1 Также во время лесных пожаров летом 2010 г. видео-ряд в Рунете и на центральном телевидении сильнейшим образом различался. Дело дошло до того, что практически каждый имиджевый поступок первых лиц государства встречает не просто негативные комментарии, но систематически опровергается видео-документами, размещёнными в Интернете, как это, например, произошло с недавним автопробегом Хабаровск-Чита, который возглавлял премьер-министр В.В. Путин.

Необходимо отметить, что инновационные черты политического имиджа Медведева в значительной мере унаследовали задел, созданный интернет-конференциями В.В. Путина. Причины уклона политического имиджа Д.А. Медведева в направлении новых информационных технологий, в общем, понятны. С одной стороны, они вызваны потребностями внушения оптимизма и развития. Если бы Медведев не предлагал никакой программы развития, то в этом случае становятся неясными причины ухода Путина. Партия «Единая Россия» имела все законные возможности для изменения конституции накануне выборов 2008 г., но не пошла на это, поскольку стране был предъявлен новый лидер. С другой стороны, идея «электронного правительства» является политически нейтральной и, в общем, не затрагивает основ существующего режима. Данное явление, судя по всему, является универсальным. Как показывают опросы в США, к идее «электронного правительства» одинаково хорошо относятся, как республиканцы, так и демократы.2

Видео-блоггинг Д.А. Медведева, давший по началу некий положительный PR-эффект, всё больше и больше оборачивается своей обратной стороной, стимулируя создание публичного пространства в России. Речь идёт о формировании публичной сферы, очень близкой по смыслу к концепции Ю.Хабермаса. Отметим одно важное обстоятельство: ранний Интернет 90-х гг. был не способен к формированию публичного пространства из-за серьёзных технических ограничений. Сегодняшние технологии Веб 2.0 наоборот, способствуют общественной дискуссии. Вот как писал об этом Марк Постер ещё в 2000 г.: «В некотором роде Интернет можно сравнить с хабермасовской публичной сферой. Здесь не выдвигаются претензии на истинность и на существование критического разума, однако при этом происходит рождение неких новых самоорганизующихся форм, новых публичных арен. С развитием видео- и аудио-поддержки (курсив мой — И.Б.) систем общения, в основном пока строящихся на тексте, такая виртуальная реальность может ещё серьёзнее заявить о себе, а жалобы на то, что «электронные деревни» суть не более, чем эскапизм белых недообразованных мужчин, уже не будут казаться убедительными».3

Вряд ли можно говорить о том, что благодаря Интернету и видео-блоггингу в современной России сформирована полноценная публичная сфера. До этого ещё очень далеко. Требуется полноценное реформирование СМИ, подлинное информирование граждан о деятельности государственных органов (что-то вроде закона о праве на информацию), а также реформирование самих государственных органов. Кроме того, интернет-аудитория всё ещё не слишком многочисленна. Однако, существующая аудитория видео-блоггеров имеет огромное значение, поскольку состоит из представителей среднего класса, интеллектуальной и образовательной элиты, а также молодёжи. Именно это делает проблему политического видео-блоггинга более чем серьёзной.
[39]

Примечания

1. Быков И.А. Теракт в московском метро, Интернет и проблемы информационной безопасности // Многолярный мир и безопасность: равенство, лидерство, гегемония. Т. 1. - СПб.: Военмех, 2010. - С. 122-128.

2. См.: West D. Digital Government: Technology and Public Performance. - Princeton: Princeton University Press, 2005.

3. Постер М. Кибердемократия: Интернет и публичная сфера // Контексты современности — II: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. И ред. С.А. Ерофеев. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. - С. 123-124.

Быков И.А., Copyright ©, 2010