понедельник, 27 декабря 2010 г.

Эмпирическое исследование электронного государства: методология Даррелла Веста

Быков И. А. Эмпирическое исследование электронного государства: методология Даррелла Веста // Интернет и современное общество. Труды XIII объединенной конференции. СПб., 2010. С. 176-178.

Эмпирическая верификация теоретических концепций является необходимым элементом научного прогресса. В связи с этим проблема влияния новейших информационных технологий на деятельность органов государственной власти должна носить не только нормативный, но и прикладной характер, поскольку в обратном случае такие концепции, как «электронная демократия», «электронное правительство» или «электронное правление», рискуют оказаться в одном месте с личными мнениям и субъективными предпочтениями различных авторов [О концепциях см.: 1, 2].

В данной работе представлен краткий анализ одного из методологических подходов по исследованию развития электронного правительства, который был представлен в нескольких публикациях американского политолога Даррелла Веста (Darrell M. West) [4, 6, 7, 8, 9]. Основная книга этого автора, посвящённая указанной теме - «Цифровое правительство: технология и развитие общественного сектора» - в 2006 г. завоевала награду им. Дона К. Прайса Американской ассоциации политической науки [3]. По мнению Б. Крюгера, данная книга внесла основной вклад в научное поле [3, p. 276].

Модели технологического развития, цифровое правительство и политико-бюрократический контекст

Свою методологию Д. Вест строит, опираясь на общую модель технологических изменений в комбинации с этапами развития электронного государства. По его мнению, любое внедрение технических инноваций переживает 3 стадии: стадию постепенного развития, стадию постоянного практического использования и, наконец, стадию трансформационных изменений, носящих необратимый характер. В свою очередь внедрение электронного правительства переживает 4 стадии: доски объявлений, частичного оказания услуг, портальную стадию с полным набором государственных услуг, и, наконец, стадию электронной демократии, которая выражается не только в оказании услуг гражданам, но и системе полной прозрачности и ответственности государственных органов перед гражданами. Д. Вест отмечает, что электронная демократия совпадает со стадией трансформационных изменений, которые ещё не наступили [6, Глава 1].

В методологии Д. Веста очень важную роль играет анализ политико-бюрократического контекста. Так, с одной стороны, политические лидеры чаще всего заинтересованы в развитие электронных технологий государственного управления, как в демократических, так и в авторитарных режимах, поскольку существует весьма распространённое мнение о том, что таким образом можно добиться повышения эффективности управления и усиления контроля над бюрократическим аппаратом. В то же самое время бюрократические структуры более негативно относятся к попыткам внедрения информационных технологий, так как это мешает устоявшейся системе работы и снижает значение бюрократов, низводя их до статуса приложений к компьютерам. С другой стороны, бюрократы в США более положительно относятся к внедрению ИКТ, чем обычные граждане [6, p. 28]. Оценка отношения политиков и бюрократов к электронному правительству изучалась Д. Вестом при помощи опросов. Кроме того, он исследовал различные факторы, которые могут повлиять на развитие электронного правительства в США и выяснил, что одним из важнейших является политическое противостояние в органах законодательной ветви власти, поскольку именно они определяют бюджет. Если существует сильное противостояние, то соответственно резкое повышение затрат на электронное правительство ждать не приходится [6, p. 35].

Анализ контента государственных сайтов

Наиболее важное часть методологии Д. Веста — это контент-анализ веб-сайтов органов государственной власти. Так, например, для анализа электронного государства в США он исследовал более 17 тысяч сайтов всех ветвей и уровней власти [6, p. 17]. Приверженность этому методу вызвана тем, что только таким образом можно дать объективную картинку состояния электронного правительства в стране или регионе.
[176]

Руководствуясь моделью внедрения электронного правительства, Д. Вест анализирует государственные сайты по более чем 20 критериям [6, p. 47], среди которых есть весьма необычные для российских проектировщиков и пользователей, как например, лёгкость чтения и специальный интерфейс для людей с ограниченными возможностями. Выводы, которые делает Д. Вест по отношению к степени развития электронного государства США достаточно неутешителен: они находятся на стадии постепенного внедрения технологий или частичного оказания услуг. Что касается степени развития различных ветвей власти, то тут в наиболее выигрышном положении оказались органы исполнительной власти, затем законодатели и хуже всего дело обстоит с судебными органами.

Попытка выявить наиболее значимые факторы, влияющие на уровень развития электронного правительства на региональном уровне, выявили довольно интересные закономерности. Так, например, если основной фактор развития электронного правительства в виде уровня доходов на душу населения в каждом штате был основополагающим, то разница между штатами с практически идентичным уровнем благосостояния различались благодаря факторам политического конфликта, организационной модели, качеству профессиональной подготовки законодателей и модели финансирования IT-разработок. Организационная модель проявлялась в том, что если внедрение информационных технологий проходило под руководством администрации и для этого создавался внутри администрации специальный отдел, то эффективность такого решения была значительно ниже, чем если бы к внедрению электронных технологий привлекались коммерческие подрядчики. Как замечает Д. Вест: «бюрократам очень сложно заниматься инновациями» [6, p. 36]. Кроме того, большие проблемы с внедрением он-лайн сервисов связаны с ситуацией «цифрового неравенства», противодействием лоббистских структур (например, почтовых операторов), охраной персональных данных и т.п. Всё это делает развитие электронного правительства в США достаточно проблематичным. В частности, такой важнейший аспект электронной демократии, как он-лайн голосование регулярно торпедируется разнообразием законодательства на региональном уровне.

Практика использования электронного правительства и отношение общества

Для анализа практики использования электронных технологий в государственном управлении Д. Вест использует обычные опросы общественного мнения. Они, в частности, показали, что в США имеется серьёзный «цифровой разрыв» между различными социальными группами, которые в разной степени пользуются новейшими технологиями. В политической плоскости этот разрыв проходит между демократами и республиканцами. Те, кто более часто пользуются интернет-сервисами для работы с государственными органами, скорее принадлежат к демократическому электорату, нежели к республиканскому.

Электронное правительство в мировом контексте

Основной методикой в данном случае выступил контент-анализ правительственных сайтов 198 стран мира (2166 сайтов), а также мульти-вариативный анализ, который позволил проанализировать зависимость успешности внедрения технологий электронного правительства от различных критериев [6, Глава 9]. Среди этих критериев наиболее важными считаются уровень доходов в стране, образование, уровень коррупции, количество учёных, политическая конкуренция, положение с правами человека и т.п. К удивлению Д. Веста, демократические страны не показали практически никакого преимущества по сравнению с авторитарными. Основным фактором выступил уровень экономического развития. Вероятно, некоторые авторитарные страны вполне успешно справляются с задачей внедрения электронных технологий в государственное управление благодаря отсутствию проволочек, связанных с обсуждением необходимых реформ. В то же самое время, в демократических странах много усилий тратится на выработку программы действий, учёт прав меньшинств и т.п., что приводит к сильному торможению всего процесса.

Заключение

В качестве заключения следует отметить, что методология Д. Веста является, с одной стороны, комплексной, то есть использует разные методики сбора и анализа информации, а, с другой стороны, политологической, поскольку учитывает в первую очередь общественно-политические факторы создания электронного правительства. В этом плане она выгодно отличается от многих работ, рассматривающих 1-2 фактора, либо не учитывающих политические аспекты внедрения электронных технологий в государственное управление.

Литература
1. Быков И.А. «Электронная демократия» VS «электронное правительство»: концептуальное противостояние? // Политэкс, 2005, № 3, С. 69-79.
[177]

2. Сморгунов Л.В. От электронного государства к электронному правлению: смена парадигмы // Политическая наука, 2007, № 4, С. 20-49.

3. Krueger B.S. Digital Government: Technology and Public Sector Performance (Book review) // Journal of Politics, 2007, Vol. 69, № 1, pp. 276-278.

4. Miller E.A., West D.M. Where's the Revolution? Digital Technology and Health Care in the Internet Age // Journal of Health Politics, Policy and Law, Vol. 34, No. 3, April 2009, pp. 261-264.

5. Princeton University Press [Электронный ресурс] Режим доступа: http://press.princeton.edu/titles/8088.htmlhttp://press.princeton.edu/titles/8088.htmlhttp://press.princeton.edu/titles/8088.htmlhttp://press.princeton.edu/titles/8088.html

6. West D.M. Digital Government: Technology and Public Sector Performance. Princeton: Princeton University Press, 2005.

7. West D.M. E-Government and the Transformation of Service Delivery and Citizen Attitudes // Public Administration Review, Vol. 64, № 1, pp. 15-27.

8. West D.M. State and Federal Electronic Government in the United States, 2008 // The Brooking Institution. 2008. August 26. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.brookings.edu/reports/2008/0826_egovernment_west.aspxwww.brookings.edu/reports/2008/0826_egovernment_west.aspxwww.brookings.edu/reports/2008/0826_egovernment_west.aspxwww.brookings.edu/reports/2008/0826_egovernment_west.aspxwww.brookings.edu/reports/2008/0826_egovernment_west.aspx

9. West D.M., Miller E.A. Digital Medicine: Health Care in the Internet Era. Washington: The Brookings Institution, 2009.
[178]

Быков И.А., Copyright ©, 2010