суббота, 22 декабря 2007 г.

Политические партии в Рунете: от двухступенчатой коммуникации к интерактивному взаимодействию

Быков И. А. Политические партии в Рунете: от двухступенчатой коммуникации к интерактивному взаимодействию с избирателями // Демократия, безопасность, эффективное управление: новые вызовы политической науке. М.: РАПН, 2006. С. 51.

Вплоть до сегодняшнего дня использование интернет-технологий в политической жизни России строилось на основе концепции двухступенчатой коммуникации, когда политические новости в Рунете становились информационными поводами для последующего распространения в традиционных СМИ1. Однако, вполне возможно, что ближайшее время произойдут серьезные перемены в этой области.

Можно упомянуть в качестве основной предпосылки уверенное увеличение количества интернет-пользователей. По данным Фонда общественного мнения зимой 2005-2006 гг. около 21% взрослого населения России являлись активными пользователями сети2. Следовательно, растет значение Интернета как инструмента политической агитации. Очевидно, что этим не могут не воспользоваться различные политические силы в ближайшем избирательном цикле 2007-2008 годов.

С другой стороны, успешно использовавшаяся в Рунете технология, основывавшаяся на концепции двухступенчатой коммуникации, для значительного спектра оппозиционных сил остается недоступной. Поэтому, очевидно, что политическим партиям, претендующим на преодоление заградительного барьера, придется не только предпринимать шаги в сторону организационного укрупнения и консолидации своих усилий, но и подключать новые коммуникационные возможности, предлагаемых Интернетом.

Опыт наиболее "продвинутых" в интернет-коммуникациях стран показывает, что Интернет способен в целом ряде случаев полностью заменить традиционные средства агитации и пропаганды. Одним из наиболее ярких примеров достигнутого кандидатом успеха является победа Д. Вентуры на выборах губернатора штата Миннесота (США) в 1998 году. Представляя независимую Партию Реформ, Д. Вентура, естественно, не пользовался поддержкой консервативно настроенных хозяев масс-медиа. Поэтому он в качестве основного средства предвыборной агитации выбрал Интернет, вошел в непосредственный контакт с избирателями, мобилизовав 3 тысячи добровольцев и собрав более 60 тысяч долларов пожертвований от физических лиц. Оппоненты от демократов и республиканцев затратили на избирательную кампанию в совокупности около 15 миллионов долларов, в то время как Вентура одержал победу, имея в избирательном фонде 500 тысяч долларов и всего одного оплачиваемого сотрудника избирательного штаба - WEB-мастера. "Интернет стал нервной системой нашей кампании, - отметил Вентура, - WEB-сайт для нас не просто новинка, это и есть сама мобилизация в действии"3.

Таким образом, предвыборные стратегии основных политических партий России в рамках грядущего избирательного цикла будут строиться на основе имеющихся у них в распоряжении медиа-средств. Очевидно, что пропрезидентская партия "Единая России" продолжит использование проверенной в Рунете стратегии, основанной на концепции двухступенчатой коммуникации, в то время как партии оппозиционной направленности будут вынуждены переходить к использованию прямого интерактивного общения со своими избирателями, минуя основные электронные средства массовой информации.

Примечания:
1. Иванов Д. Российский Интернет как средство политической коммуникации // Русский журнал. 13 марта 2002 г. www.russ.ru/netcult/history/20020313.html
2. Опрос "Интернет в России". Выпуск 14. Фонд общественного мнения, www.fom.ru.
3. Туронок С.Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 56.
[51]
Быков И.А., Copyright ©, 2006