воскресенье, 30 декабря 2007 г.

Интернет-форум как средство повышения эффективности учебного процесса

Быков И. А. Интернет-форум как средство повышения эффективности учебного процесса // Роль инфокоммуникационных технологий в совершенствовании системы управления качеством образования. СПб.: СПбГУТ, 2005. С. 21-22. 

Интернет-технологии в современном обществе оказывают серьезное влияние как на формы образовательного процесса (например, появление дистанционных форм обучения), так и на обеспечение традиционных учебных процедур (по преимуществу, информационное обеспечение учебного процесса). С точки зрения эффективности учебного процесса огромное значение имеет функция обратной связи, позволяющая гибко реагировать на вероятные недостатки учебного процесса.

Интернет-форум, как одно из самых популярных явлений в сетевой жизни, способен стать таким инструментом эффективной обратной связи, а, следовательно, и средством повышения эффективности учебного процесса. Раскрывая причины популярности интернет-форумов, следует сказать, в первую очередь, об анонимности пользователей, которые могут регистрироваться под различными именами. Игра в анонимность, с одной стороны, обладает притягательной силой сама по себе, а, с другой стороны, позволяет пользователям чувствовать себя свободнее. Таким образом, повышается вероятность высказывания мнений, которые в других обстоятельствах остались бы невысказанными. Кроме того, анонимность и свобода высказываний приводят к формированию раскрепощенной и неформальной атмосферы.

Практика существования интернет-форума на сайте Гуманитарного факультета СПбГУТ (www.hf.sut.ru) показывает, что пользователи с удовольствием отмечают недостатки в учебном процессе. Среди наиболее распространенных проблем можно выделить следующее:
1. Недостатки информационного обеспечения учебного процесса. Оказалось, что студенты слабо информированы о количестве учебных пособий, находящихся в библиотеке.
2. Недостатки материально-технического обеспечения учебного процесса. Наибольшей критике подверглись условия обучения в учебном корпусе № 2 на улице Большевиков.
[21]
3. Недостатки квалификации преподавательского состава. Достаточно обоснованной критике подверглись отдельные преподаватели и их методы преподавания.
4. Недостатки расписания, учебного плана, проведения экзаменационной сессии и т.п.

На вопросы и замечания пользователей интернет-форума в ряде случаев удается ответить в рамках форума. Однако целый ряд проблем требует своего решения офф-лайн. Таким образом, как показывает наш опыт, интернет-форум выполняет полезную функцию обратной связи. С другой стороны, ему присущи и определенные недостатки, связанные с двумя обстоятельствами:
1. Деструктивное поведение отдельных пользователей, так называемых, «флудеров», засоряющих дискуссию высказываниями, не имеющими отношения к обсуждаемым темам. А также деятельность тех пользователей, которые прибегают к нецензурным выражениям.
2. Доминирование негативных высказываний над позитивными. У стороннего наблюдателя может сложиться мнение, что в учебном процессе на Гуманитарном факультете существуют только недостатки и никаких позитивных тенденций.

Для ликвидации этих недостатков требуется, с одной стороны, постоянное модерирование дискуссии, а, с другой стороны, активная работа по поддержанию позитивных высказываний. При этом нужно особенно отметить, что такие позитивные высказывание должны носить обоснованный и продуманный характер, так как голословные заявления будут немедленно подвергнуты разрушительной критике.
[22]

Быков И.А., Copyright ©, 2005