Одной из самых востребованных технологий в современных связях с общественностью является деятельность по созданию и развитию корпоративных вэб-сайтов. Исследование, проведенное в Соединенных Штатах еще в 1999 году, показало, что 48% PR-специалистов «согласились с тем фактом, что сайт их PR-отдела «очень важен» для достижения PR-целей, а 46% заявили, что он просто «важен».(1) Таким образом, подавляющее большинство респондентов считали корпоративные сайты важнейшим инструментом современной PR-деятельности. Возможно, в России при аналогичном опросе цифры были бы чуть менее высокими. Однако, мнение о том, что корпоративный сайт необходим любой организации, поскольку превращает ее «в современный бизнес»,(2) стало общим местом для большинства российских специалистов.
Среди причин, делающих интернет-сайт обязательным элементом профессионального арсенала менеджеров по PR, следует выделить в первую очередь то, что он позволяет «общаться с целевой аудиторией напрямую».(3) По мнению Д. Уилкокса, вэб-сайт является первым средством информации, «с помощью которого сообщение может дойти до массовой аудитории без цензуры редакторов как это имеет место в традиционных СМИ. До появления Интернета реклама была единственным способом переслать контролируемое сообщение через средство массовой информации».(4) Действительно, корпоративные сайты позволяют осуществлять коммуникацию с целевыми аудиториями напрямую, а некоторые из них могут похвастать огромными аудиториями, насчитывающими сотни тысяч человек в день. Отличный пример интернет-сайта такого уровня: сайт корпорации Microsoft (www.microsoft.com).
Во-вторых, пользователи Интернета сами, по собственной доброй воле разыскивают необходимую им информацию. В этом плане посетители сайтов радикально отличаются от пассивных зрителей телевизионных программ. Они нацелены на получение новой информации и хотят получить ее из первоисточника. Таким образом, стиль коммуникации через корпоративный сайт радикально отличается от стиля коммуникации при помощи других средств. Информация не навязывается посетителю. Скорее сам посетитель «навязывается» на посещение корпоративного сайта.
В-третьих, Интернет на сегодняшний день является едва ли не самым оперативным средством массовой информации. Задержка между получением информации и публикацией [93] ее на сайте в идеальном случае не превышает нескольких минут. Распространяясь в режиме снежной лавины, новость в течение часа проникает на все новостные сайты. Проиллюстрируем данный тезис на примере русскоязычных интернет-СМИ. 28 апреля 2002 года в 6 часов 15 минут потерпел аварию вертолет, на борту которого находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь. По данным службы Яндекс.Новости (http://news.yandex.ru), информация о трагедии на сайтах появлялась в таком порядке: 08:39 «Эхо Москвы»; 08:45 Regions.Ru; 08:52 Gazeta.Ru; 08:57 BBCRussian.com; 09:04 ВолгаИнформ; 09:14 НТВRu.com; 09:17 Финмаркет; 09:26 RBC.(5) То же самое касается и корпоративных сайтов, обновление которых занимает значительно меньше времени, чем, например, выпуск печатных изданий.
В-четвертых, не нужно забывать о том, что интернет-сайт работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю и потенциально способен сообщить о деятельности корпорации во всех уголках планеты. При этом стоимость такого масштабного коммуникационного канала на порядок ниже, чем других доступных PR-специалистам каналов. Как справедливо отмечают отечественные специалисты, «годовой бюджет на содержание… интернет-проектов соизмерим с расходами на проведение одной презентации».(6)
Краткий перечень преимуществ вэб-сайтов, по сравнению с другими интернет-сервисами, сводится к следующим моментам:
- На сайте можно разместить любое количество материалов. Нет ни временных, ни пространственных ограничений.
- Можно обращаться напрямую к аудитории, минуя средства массовой информации.
- Удается добиться значительной экономии при доставке информации во все концы света.
- Информацию легко обновлять. Нет нужды распечатывать брошюры и другие материалы.
- Средства информации и другие пользователи получают доступ к предложенным вами материалам 24 часа в сутки, находясь в любой стране мира.(7)
Таким образом, необходимость создания и развития корпоративного сайта невозможно подвергнуть сомнению. При этом очевидно, что большинство руководителей предприятий и организаций не сомневаются в том, что интернет-технологии становятся неотъемлемым элементом успешной деятельности. Однако, несмотря на возникший консенсус в области необходимости и даже обязательности создания корпоративных сайтов, существует масса проблем и вопросов, связанных с практической реализации данной потребности. Зачастую, имеющиеся у организаций сайты не соответствуют их требованиям и нуждаются в доработке. Созданные наспех вэб-сайты создают гораздо больше проблем, чем решают. Принцип «чтобы было» в этом случае не срабатывает. Такие корпоративные сайты страдают рядом общих болезней: устаревшая информация, отсутствие возможности интерактивного общения с целевыми аудиториями, низкая посещаемость и т.п. В таких условиях следует в первую очередь определиться с целями и задачами корпоративных сайтов. [94]
Следует отметить, что цели корпоративных сайтов не сводятся исключительно к установлению и поддержанию эффективных медиа-рилейшнз или решению специфических задач в области связей с общественностью. По мнению Б. Гейтса, интернет-технологии в современном обществе играют роль электронных нервных систем организаций и предприятий: «Интернет снижает стоимость транзакций и дистрибуции, меняет взаимоотношения компаний со своими клиентами, повышает конкуренцию между поставщиками и обеспечивает доступ к ним для потенциальных клиентов».8 Таким образом, Интернет является не только средством PR-коммуникации, но и средством управления организацией, а также всемирной торговой площадкой.
Отсюда можно сделать вывод, что при создании корпоративного сайта следует учитывать сферу и масштаб деятельности организации, ее основные целевые аудитории и приоритетные направления развития. По мнению Д. Уилкокса, «в большинстве случаев организации ставят перед своими сайтами несколько целей».9 При чем ведущей для коммерческих предприятий является маркетинговая цель, заключающаяся либо в непосредственной продаже товаров или услуг с сайта, либо в информировании посетителей сайта о товарах и услугах компании, рекламе и продвижении. Таким образом, краткий перечень целей корпоративного сайта может выглядеть так, как указано в таблице №1.
Таблица №1. Типичные цели создания корпоративного сайта
Цель | Краткое описание |
Имиджевая | Создание представления об организации как успешной и динамично развивающейся |
Информационная | Информирование целевых аудиторий о деятельности организации, ее руководстве, истории и целях |
Маркетинговая | Обеспечение постоянного сбыта продукции или услуг |
Рекламная | Рекламирование товара или услуг |
Медиарилейшнз | Создание устойчивых и взаимовыгодных отношений с средствами массовой информации |
Обратная связь | Получение постоянных сигналов обратной связи с целью повышения эффективности деятельности организации |
Отметим, что это не полный список возможных целей корпоративного сайта. Очень многое зависит от конкретной ситуации и взаимопонимания представителей различных отделов, заинтересованных в деятельности корпоративного сайта. Проблема согласования интересов различных отделов организации зачастую становится непреодолимым препятствием на пути успешной реализации интернет-проектов. Отрадно, что большинство PR-специалистов понимают, что к участию в работе над сайтами следует в обязательном порядке привлекать сотрудников маркетинговых, кадровых и других служб.(10) Отдельной проблемой остается привлечение к работе над сайтом технических специалистов или представителей производственных отделов. Решение острых противоречий, возникающих в ходе согласования целей и задач корпоративного сайта, возможно только в условиях, когда имеется четкая установка первого лица организации. Когда такая установка отсутствует, создание сайта, удовлетворяющего уровню потребностей организации, превращается практически в безнадежное предприятие.(11) [95]
В соответствии с поставленными перед корпоративным сайтом целями и задачами определяется структура разделов. Разделы должны соответствовать, с одной стороны, целям и задачам, а с другой стороны, конкретным целевым аудиториями. Типичная структура разделов корпоративного сайта выглядит следующим образом:
- новости;
- сведения об организации;
- продукты/услуги/основные направления деятельности;
- техническая поддержка;
- заказ продуктов/услуг он-лайн
- раздел для прессы;
- информация для инвесторов/спонсоров/рекламодателей;
- контакты/адреса;
- обратная связь.
Также в соответствии с уровнем поставленных задач специалистами выделяется три уровня развития корпоративных вэб-сайтов. На начальном уровне вэб-сайты представляет собой виртуальные визитки, содержащие основную информацию о деятельности организаций. Объем информации на сайтах начального уровня ограничивается несколькими страницами, а обновление происходит от случая к случаю. Вэб-сайты в формате виртуальной визитки создаются в основном в рекламных целях и фиксируют присутствие организации в глобальной сети Интернет.
Второй уровень развития связан с тем, что на корпоративных вэб-сайтах появляются дополнительные элементы портала. На этом уровне объем информации значительно увеличивается, возрастает роль средств обратной связи и межгрупповой коммуникации. Специалисты по связям с общественностью при помощи корпоративных вэб-сайтов с элементами портала стараются создать интернет-сообщество или несколько интернет-сообществ. Корпоративные вэб-сайты с элементами портала, являясь универсальным источником отраслевых знаний, рассчитаны на различные группы заинтересованных пользователей и, таким образом, по преимуществу являются каналами групповой коммуникации.
Корпоративные вэб-сайты в формате интернет-порталов являются высшей ступенью их развития, поскольку они содержат универсальную информацию самого широкого спектра и включают в себя массу таких дополнительных сервисов как, например, общественно-политические новости, электронную почту, поисковую систему, услуги хостинга, прогноз погоды, курсы валют и т.п. Интернет-порталы нацелены на общение с массовыми аудиториями, и в связи с этим их создание и поддержка требуют от организаций весьма больших финансовых и организационных усилий.(12)
При построении эффективного вэб-сайта после определения целей, а также отработки проблемы разделов необходимо уделить пристальное внимание дизайну. Отправной точкой в этом процессе является адрес сайта в Интернете. Необходимо сделать так, чтобы его можно было сначала легко запомнить, а потом легко найти. Чаще всего интернет-адрес организации включает в себя официальное торговое наименование, за которым следует «.com» или «.ru». Кроме того, следует указывать этот адрес везде: на визитных карточках, брошюрах, пресс-релизах, в подписях электронных писем и т.п. Отметим, что «хороший», то есть узнаваемый и простой в написании, интернет-адрес [96] сам по себе стоит значительных денег. Так, например, адрес www.business.com был продан за 7,5 млн. долларов, а www.eShoppingGirl.com – за 10 млн. долларов.(13)
Повышенное внимание к дизайну корпоративного сайта вызвано тем, что вэб-сайты конкурируют с тысячами других таких же сайтов. При этом для того, чтобы уйти на сайт конкурирующей организации, требуется всего лишь щелкнуть кнопочкой мышки. Поэтому корпоративный сайт должен располагать не только функциональной и интуитивно-понятной навигацией, но и выделяться в дизайнерском отношении от подавляющего большинства других интернет-сайтов. В качестве таких опознавательных знаков выступают, в первую очередь, такие элементы фирменного стиля как логотипы, товарные знаки и фирменные цвета.
Для специалистов по связям с общественностью, как уже упоминалось, необходимо четко понимать, что корпоративные сайты существуют не только для нужд PR. Они важны для решения и других целей организации, связанных с процессами производства, научно-технических разработок, непосредственных продаж и т.п. Поэтому совершенно обоснованной практикой является создание отдельных разделов для PR-целей. Это в первую очередь новостной раздел и раздел для прессы, который обычно называются «комнатами для прессы» (от англ. – pressrooms).
Основное требование к новостному разделу связано с необходимостью поддержания новостного потока. Если пользователи Интернета при вторичном посещении видят в новостях сообщение недельной давности, то у них пропадает желание посещать такой корпоративный сайт без особой необходимости. Как пишет Д. Уилкокс, «устаревший материал послужит сигналом о том, что вы – застойная организация».(14) Зачастую специалистам по связям с общественностью приходится буквально изобретать новости, чтобы поддерживать имидж динамично развивающейся организации. При этом нужно учитывать, что такая деятельность требует очень много сил и средств, создания постоянного штата корреспондентов и постоянной работы редактора сайта. Поэтому только средние и крупные организации могут себе позволить ежедневное обновление сайта.
Кроме того, наряду с новостным разделом первостепенное значение имеет раздел для прессы. Хороший пример раздела для прессы можно наблюдать на сайте известного международного производителя компьютерной техники IBM (www.ibm.com/pressroom), а также отечественного флагмана газовой отрасли – корпорации «Газпром» (www.gazprom.ru). Типичный раздел для прессы корпоративного сайта включает в себя набор базовых элементов, указанных в таблице №2.(15)
Таблица №2. Элементы раздела для прессы на корпоративном сайте
Элемент | Краткое описание |
Новости | Информация о недавно прошедших событиях, представленная в виде пресс-релизов, стенограмм пресс-конференций, видео- и аудио-отчетов |
Список контактов | Контактная информация сотрудников PR-отдела организации |
Календарь событий | План мероприятий, имеющий определенный интерес для журналистов |
Бэкграунд | Общая информация об организации, топ-менеджменте, товарах и услугах |
Пресс-киты | Специальные подборки информации по конкретному вопросу |
Позиционные заявления | Заявления топ-менеджеров организации по конкретным проблемам |
Программные речи | Речи ключевых лиц организации о стратегии развития организации |
Архив пресс-релизов | Новостная информация утратившая свою актуальность |
Вэб-кольцо | Ссылки на альтернативные сетевые источники информации |
Дополнительные ресурсы | Фото- и видео-материалы, пресс-клиппинг, он-лайн пресс-брифинги, личный сайт руководителя организации и т.п. |
Важность грамотной проработки раздела для прессы связана с тем, что по данным Д. Уилкокса «92% американских ежедневных изданий используют Интернет для сбора новостей…, а журналисты ставят Интернет на второе место после телефона в качестве источника информации».(16) Сидя за своим письменным столом, журналист может получить информацию практически по любому вопросу. Поэтому не удивительно, что по данным С. Беленкова, «уже сегодня 68% британских журналистов используют Интернет в качестве источника для подготовки своих публикаций, а 25% всех новостей в Соединенном Королевстве напрямую «перекачиваются» из Интернета».(17) [97] Ф. Сайтел в свою очередь указывает, что в Соединенных Штатах «фоторедакторы скачивают из Интернета 80% фотографий, а к концу столетия более половины журналистов страны работают в онлайновом режиме, используя Интернет в качестве основного источника информации».(18) Очевидно, что по мере развития Интернета журналисты еще в большем объеме будут пользоваться им в качестве источника полезной информации.
По мере развития интернет-технологий и увеличения аудитории сетевых ресурсов, становится все более популярным интернет-вещание при помощи пересылки аудио- и видео-файлов. Потенциально Интернет может поглотить обычное и кабельное телевидение, хотя уже сегодня крупные корпорации имеют на своих сайтах аудио- и видео-материалы, позволяющие пользователям дистанционно услышать и увидеть выступления официальных лиц организации.
При создании корпоративных сайтов самое серьезное внимание следует обратить на подготовку текстовой информации, поскольку именно в этом, по распространенному мнению, заключается основная роль PR-специалистов. В первую очередь необходимо учесть, что чтение с экрана компьютера значительно менее удобно, чем чтение с традиционных носителей информации. «По данным исследования, проведенного компанией Sun Microsystems, на чтение материала с экрана уходит, как правило, на 50% больше времени».(19) Пользователи Интернета не столько читают, сколько просматривают тексты. Поэтому первое требование заключается в том, что необходимо писать коротко, практически телеграфным стилем. Рекомендованная длинна предложение – не более 20 слов, а абзац – не более 3 предложений.(20)
Во вторую очередь необходимо учитывать специфику Интернета как гипертекстового и нелинейного носителя информации. Если напечатанный традиционным способом материал читают по строкам от начала статьи до конца, то нелинейный стиль означает, что материал для чтения выбирается беспорядочно, а пользователи [98] «перескакивают» с места на место, задерживаясь на одной странице в среднем в течение 15 секунд. Некоторые авторы называют этот феномен «синдромом зудящего пальца».21 В таких условиях PR-специалисту нужно не просто писать кратко, нужно писать отдельными небольшими блоками, связанными между собой гиперссылками. При этом система навигации и поиска на сайте должна быть максимально простой и понятной, чтобы пользователи имели возможность быстро найти необходимую информацию. Размер электронной странице в идеале не должен превышать размера монитора. Желательно также использовать списки и рубрикаторы, поскольку они способствуют тому, чтобы пользователи читали материал до конца.
Очень распространенным явлением, к сожалению, остается большое количество опечаток в электронных документах вообще и в публикациях на корпоративных сайтах в частности. Во многом это объясняется высокой оперативностью электронных коммуникаций, что может привести к внесению непреднамеренных искажений в передаваемую информацию. Так, например, в середине 1998 г. на сайте агентства Associated Press появилась статья под заглавием «Умер Боб Хоуп». В ней говорилось: «Лос-Анджелес (АР) – Боб Хоуп, звезда и неутомимый борец за нравственность со времен второй мировой войны до войны в Заливе, хххххх. Ему было хх (родился 29 мая 1903 г.)». Статья была предусмотрительно заготовлена одним из журналистов информационного агентства на случай вероятной смерти героя и появилась на сайте в результате нелепой ошибки. Несмотря на то, что «о смерти говорилось только в заголовке статьи, лидер Палаты представителей Дик Армей, увидевший материал на сайте АР, немедленно попросил коллегу объявить о смерти Боба Хоупа на заседании. Это объявление разошлось по всем информационным агентствам страны. Когда спустя несколько минут выяснилось, что 95-летний Хоуп жив и в этот момент завтракает со своей семьей в Палм-Спрингсе, смущенный Армей принес семье свои извинения».(22) Таким образом, казалось бы, бесспорное преимущество интернет-технологии при небрежном употреблении может обернуться серьезными недостатками. Текстовую информацию необходимо перед публикацией на сайте распечатывать и проверять на наличие ошибок в таком, традиционном виде.
Еще одной проблемной областью является поддерживание интерактивного общения на сайте. Необходимость интерактивного общения обусловлена потребностью в налаживании хороших взаимоотношений, а они не могут появиться, если коммуникация имеет односторонний характер. Как пишет М. Хейг, «статичная брошюра о компании, перенесенная в киберпространство, просто не будет работать».(23) О том, что низкая интерактивность интернет-сайтов является невыдуманной проблемой, говорят результаты многочисленных исследований. Так, например, исследование 100 сайтов крупнейших американских компаний, показало, что только 17 из них прислали ответы на запросы исследователей.24 Отсутствие ответа на запрос или запоздалый ответ разрушают репутацию организации и подрывают доверие к ней. Таким образом, наличие контактной информации на сайте не является абсолютным благом, если никто не отвечает на звонки или электронные послания. Технические возможности интерактивного общения на сайте достаточно разнообразны. Кроме электронной почты и списков рассылки, можно отметить опросы посетителей, он-лайн дискуссии, опросы, регистрация посетителей и т.п. Однако все зависит от готовности PR-специалистов поддерживать [99] интерактивные средства общения в Интернете и «вдыхать жизнь» в существующие корпоративные сайты.
Удобным способом поддержания интерактивности является создание списков рассылки. Однако авторитетные специалисты в этой указывают, что самое важное различие между маркетингом по электронной почте и собственно спамом заключается в том, что «настоящий e-mail-маркетинг требует, чтобы вы получили явное разрешение от ваших потенциальных клиентов на рассылку сообщений».(25) Об этом же пишет и Ш. Хольц: «Репортеры и редакторы СМИ отмечают, что им чрезвычайно досаждают все возрастающее использование электронной почты для массовых рассылок… В результате может получиться, что вы не просто не получите обратной связи, но заработаете враждебное отношение журналистов».26 Примером чрезмерного увлечения данной формой коммуникации до недавнего времени являлись рассылки информационного портала «Советник» (www.sovetnik.ru). Каждый день с сайта уважаемого издательства подписчикам отправлялись по 2-3 письма, содержащих незначительный объем информации. Серьезные проблемы с кодировками, а также сложная процедура отказа от рассылки, вызывали раздражение и недоумение пользователей.27
Специалистам по связям с общественностью также следует внимательно следить за такими интерактивными формами интернет-коммуникаций, как конференции, форумы, чаты и блоги. Довольно модным явлением стало проведение интернет-конференций, когда журналисты общаются с представителями организации дистанционно, находясь в своих редакциях по всему миру. При этом они не просто являются пассивными зрителями, но имеют возможность задавать вопросы. Однако возможность анонимного участия в он-лайн дискуссиях иногда становится самым настоящим бедствием для организаций и головной болью для PR-специалистов. Так, например, по утверждению Ф. Сайтела финансовые форумы Yahoo! являются «источником непрерывных комментариев об акционерных обществах со стороны анонимных комментаторов, выступающих под загадочными псевдонимами».(28) Многие журналисты в поисках сенсационных новостей используют сообщения, появившиеся в таких источниках, для своих репортажей. Подобные репортажи, основанные на сообщениях анонимных участников форумов и конференций, в свою очередь, могут привести к серьезным финансовым потрясениям. Поэтому PR-специалистам следует очень внимательно следить за развитием дискуссий на конференциях, форумах и чатах, а также оперативно реагировать, публикуя официальную точку зрения и опровергая нелепые слухи.
Современные исследователи этой проблемы с сожалением отмечают, что в результате недостаточной правовой урегулированности Интернета «организации оказались удобной мишенью неконтролируемых коммуникаций в никем не регулируемом киберпространстве».(29) Таким образом, единственная стратегия сводится к тому, что «за содержанием неофициальных вэб-сайтов необходимо установить постоянный и пристальный контроль, чтобы реакция на появление нежелательной информации или дезинформации не была слишком запоздалой».(30) Кроме того, нужно учитывать уровень важности некорректной информации в неофициальных интернет-источниках. [100] Опровержение такой информации может привлечь внимание широкой общественности к малоизвестному интернет-ресурсу и сыграть на руку ее создателям.
Серьезную пользу для корпоративных сайтов может принести регистрация посетителей. При помощи регистрации добывается дополнительная информация о посетителях, интересующихся конкретной организацией. Кроме того, регистрация позволяет отфильтровать случайных посетителей и сконцентрироваться на представителях ключевой аудитории. В типичном случае форма регистрации включает в себя требование указать персональные данные, место работы и контактную информацию (чаще всего в виде электронной почты). Зарегистрировавшийся посетитель в качестве бонуса получает доступ к информации, не доступную другим, незарегистрировавшимся посетителям, возможность подписаться на рассылки новостей, пресс-релизов и фотографий. Обратной стороной регистрации является, во-первых, нарушение анонимности пользователей, а во-вторых, некоторая потеря времени при регистрации. Учитывая, что чаще всего посетителям требуется срочно найти нужную информацию, они не любят «тратить время на заполнение анкет, ждать пароля и разбираться, как им пользоваться».(31) Поэтому регистрация не должна содержать слишком много полей для заполнения.
Создавая корпоративный сайт, необходимо в самом начала задуматься об измерении результатов этой деятельности. Для достижения этой задачи Ш. Хольц предлагает оперировать количественными данными, полученными при ответах на следующие вопросы:
- Сколько журналистов связалось с вами, получив контактную информацию на сайте?
- Сколько репортеров разрешили посылать на их электронный адрес пресс-релизы, фотографии и т.п.?
- Как много журналистов зарегистрировалось на вашем сайте и регулярно посещают его? Какие материалы при этом пользуются вниманием и появляются затем в их репортажах и публикациях?
- Какое количество материалов с вашего сайта появляются в информационных сообщениях других СМИ?
- Сколько журналистов связываются с вами, после того как информация о вашей организации появляется в других СМИ?
- Сколько журналистов принимает активное участие в он-лайн мероприятиях таких, например, как пресс-конференции или чаты?(32)
Другой способ связан с учетом того, какой вклад вносит корпоративный сайт в прибыльность организации. Идея заключается в том, чтобы рассчитать рентабельность инвестиций в сайт. Данный показатель получил в литературе наименование ROI (return on investment).(33) Расчет показателя ROI сводится к сравнению суммы, затраченной на создание, поддержание и развитие корпоративного сайта, с той суммой, которую пришлось бы потратить на выполнение тех же задач, но традиционными методами. Так, например, в разделе для прессы очень важную роль, как уже упоминалось, играют фотографии. Они позволяют журналистам создать более полное впечатление об организации. Журналисты с удовольствием «скачивают» фотографии официальных лиц или фото-отчеты о прошедших мероприятиях. При этом достигается значительная экономия средств. Так, например, Е.Н. Пашенцев указывает, что «корпорации Bell [101] удалось добиться экономии средств на выпуск печатных материалов для прессы на 50%».(34)
Подводя некоторые итоги, следует сказать, что интернет-технологии действительно оказывают серьезное влияние содержание деятельности специалистов по PR. В первую очередь использование интернет-технологий дает понять другим специалистам, что вы, как PR-специалист, соответствуете требованиям времени, «понимаете тенденции развития экономики и используете современные инструменты продвижения своей компании и продукции, обеспечивая простой и легкий доступ к информации».(35) Принимая новые правила коммуникационной игры, специалисты по связям с общественностью не только укрепляют имидж организации (или свой личный имидж), но и получают реальный шанс удержать внимание средств массовой информации, быть в курсе событий и иметь возможность влиять на формирование информационного поля вокруг жизненных интересов своей организации.
На наш взгляд, в современных условиях существует определенная тенденция смещения акцента от использования традиционных средств коммуникации, как главной задачи PR-специалистов, к прямому общению с массовыми аудиториями при помощи корпоративных СМИ, в которых первую скрипку играют корпоративные сайты. Однако излишнее увлечение новыми информационными технологиями может привести к печальным последствиям. Дело в том, что как бы ни были прекрасны новые информационные технологии, они все еще остаются лишь дополнительными способами получения информации для массовых аудиторий. Даже американцы, имеющие доступ к Интернету, в течение недели больше времени проводят у телевизора (15,6 часа) или слушают радио (12,6 часа), чем «сидят» в Интернете (7,1 часа)».(36) В России, где по данным фонда «Общественное мнение» летом 2005 года количество интернет-пользователей составило 20,9 млн. человек или 19% всего населения,(37) дело обстоит значительно хуже. Таким образом, масштабы проникновения интернет-технологий все еще накладывают серьезные ограничения на их использование в качестве средства массовой информации.
Аудитория сетевых ресурсов выгодно отличается от массовой аудитории традиционных СМИ. Она более образована, состоятельна и мобильна. Именно это и делает Интернет одним из самых лучших инструментов PR-коммуникаций. Традиционные СМИ, обладая большим, по сравнению с сетевыми источниками, доверием, являются «третейским судьей», фильтрующим разнообразные источники информации и адаптирующим ее к нуждам потребителей. Освещение деятельности организации в традиционных СМИ говорит о том, что она имеет значение для всего общества. Если же независимые СМИ исчезнут, и организации будут использовать только контролируемые источники информации, то тогда ни о каком «третейском суде» речи идти не может. Таким образом, говорить том, что корпоративные сайты в скором времени вытеснят СМИ из информационного пространства не приходится. Однако, очевидно, что работа над [102] корпоративным сайтом становится одной из важнейших задач специалистов по связям с общественностью.
В этой деятельности нельзя впадать в крайности. Доминирование маркетинговых целей может привести к тому, что многие организации будут упускать уникальную возможность в полной мере использовать Интернет и другие информационные технологии в целом, создавать «эффективную систему взаимодействия с наиболее важными представителями своей общественности».38 С другой стороны, перекладывание проблемы развития корпоративного сайта исключительно в руки PR-специалистов также нецелесообразно. PR-специалистам требуется поддержка со стороны других отделов организации.
Таким образом, вывод о том, что «ведущая роль при разработке стратегии использования новых средств коммуникации должна принадлежать специалистам в области связей с общественностью, и, в частности, именно они должны контролировать содержание вэб-сайтов», стал общепризнанным.(39) С этим утверждением, на наш взгляд, согласится большинство практикующих специалистов по связям с общественностью. Кроме того, об этом говорят результаты опроса, проведенного Д. Райтом. 70% руководителей PR-отделов согласились с тем, что «решение вопроса о размещении (или не размещении) на корпоративных вэб-сайтах информации… должно находиться в исключительной компетенции общефирменных отделов, занимающихся изучением и формированием общественного мнения и осуществления паблик рилейшнз».(40)
В процессе создания, поддержания и развития корпоративного сайта следует стремиться к золотой середине, гармонически воплощая стратегические цели организации, цели и задачи структурных подразделений, при общем руководстве со стороны PR-специалистов. При этом, как показали исследования, проведенные американскими специалистами, создатели корпоративных сайтов «основное внимание уделяют поддержанию высокого уровня информативности,… разработке качественного визуального оформления вэб-сайтов и почтовых отправлений, а также оценке эффективности связанных с этими мероприятиями финансовых вложений».41 Именно в решение этих вопросов, связанных с проблемами определения целей и задач, создания оригинального дизайна, определения структуры разделов, написания текстов, обеспечения интерактивной коммуникации, а также оценки эффективности деятельности вэб-сайта, и заключаются PR-технологии создания и развития корпоративных сайтов.
Примечание:
1. Ryan M. Practitioners and the World Wide Web: Involvement in Web Sites is Crucial // Public Relations Quarterly. 1999. Fall. P. 29.
2. Горкина М., Мамонтов А., Манн И. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 130.
3. Там же. С. 130.
4. Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. М.: Имидж-контакт, 2004. С. 488.
5. Бондаренко С.В. О временных характеристиках социальных процессов в киберпространстве // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 17. http://conf.infosoc.ru.
6. Горкина М., Мамонтов А., Манн И. Указ. соч. С. 130.
7. Уилкокс Д.Л. Указ. соч. С. 374.
8. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 89.
9. Уилкокс Д.Л. Указ. соч. С. 506.
10. Райт Д.К. Перспективы использования Интернета для изучения и формирования общественного мнения в корпорации // PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-контакт»; ИНФРА-М, 2002. С. 133.
11. См., подробнее: Павлик Д.В., Дозьер Д.М. Использование информационной (коммуникационной) сети в профессиональной деятельности специалистов по коммуникациям // PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-контакт»; ИНФРА-М, 2002. С. 120-121.
12. Чумиков А., Бочаров М. PR-кампания в Интернете // Советник. 2000. № 11. С. 47-48.
13. Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 159.
14. Уилкокс Д.Л. Указ. соч. С. 499.
15. Holtz S. Public Relations on the Net: Winning Strategies to Inform and Influence the Media, the Investment Community, the Government, the Public, and More! N.Y.: AMACOM, 1999. P. 119-126.
16. Уилкокс Д.Л. Указ. соч. С. 491.
17. Беленков С. Лев Толстой как зеркало интернет-революции (заметки с конференции в Лондоне) // Советник. 2001. № 1. С. 13.
18. Сайтэл Ф.П. Современные паблик рилейшнз. М.: Имидж-контакт, 2002. С. 347.
19. Уилкокс Д.Л. Указ. соч. С. 499.
20. Там же. С. 501.
21. Хейг М. Электронный public relations. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 52.
22. Сайтэл Ф.П. Указ. соч. С. 361-362.
23. Хейг М. Указ. соч. С. 51.
24. Уилкокс Д.Л. Указ. соч. С. 512.
25. Кеглер Т., Доулинг П., Тейлор Б., Тестерман Дж. Реклама и маркетинг в Интернете. М.: Альпина Паблишер, 2003. С. 370.
26. Holtz S. Op. cit. P. 117.
27. Горкина М., Мамонтов А., Манн И. Указ. соч. С. 134.
28. Сайтэл Ф.П. Указ. соч. С. 362.
29. Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.: Вильямс, 2000. С. 219.
30. Райт Д.К. Указ. соч. С. 131.
31. Кеглер Т., Доулинг П., Тейлор Б., Тестерман Дж. Указ. соч. С. 405.
32. Holtz S. Op. cit. P.137.
33. Уилкокс Д. Указ. соч. С. 522.
34. См., подробнее: Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000. С. 100.
35. Горкина М., Мамонтов А., Манн И. Указ. соч. С. 130.
36. Уилкокс Д.Л. Указ. соч. С. 378.
37. Опросы «Интернет в России». Фонд общественного мнения. Выпуск 12. Лето. 2005. http://bd.fom.ru/report/map/d050005001.
38. Павлик Д.В., Дозьер Д.М. Указ. соч. С. 133.
39. Там же. С. 121.
40. Райт Д.К. Указ. соч. С. 127.
41. Павлик Д.В., Дозьер Д.М. Указ. соч. С. 124.
[103]
Быков И.А., Copyright ©, 2006