воскресенье, 30 декабря 2007 г.

Интернет-сайт как инструмент политической коммуникации

Быков И. А. Интернет-сайт как инструмент политической коммуникации // Коммуникация и конструирование социальных реальностей / отв. ред. О. Г. Филатова. Ч. 2. СПб.: Роза мира, 2006. С. 102-107. 

По мнению некоторых аналитиков, наиболее популярными видами политической коммуникации в Интернете стали распространение сообщений через телеконференции, группы новостей, взаимодействие со СМИ, проведение исследований, политическая реклама в Сети и создание вэб-страниц».1

Несомненно, исторически первыми стали рассылки политической информации по электронной почте. Еще на заре развития сетевых технологий в 1972 году, когда в первую сеть ARPAnet было объединено всего 23 компьютера, была написана и опробована первая программа для обмена электронной почтой.2 С тех пор электронная почта твердо удерживает лидерство по сравнению с другими сервисами Интернета, поскольку легкость отправки письма начинает стремительно перевешивать обычную инертность граждан. Так, например, в Соединенных Штатах Америки федеральные [102] органы власти стали обзаводиться электронной почтой, начиная с 1995 года, а к 1998 г. работа с ней стала общепринятой практикой.3 К началу нового тысячелетия политическая коммуникация при помощи электронной почты приобрела невиданные масштабы: «в 2000 году американцы прислали в Белый Дом, Конгресс и Сенат более чем 80 млн. электронных писем».4

Несмотря на успехи электронной почты, тем не менее, очевидно, что именно политические сайты стали наиболее ярким явлением в области новых информационных технологий. В качестве показательного примера приведем факты, относящиеся к использованию интернет-технологий на выборах президента США в 1996 году. В. Нойман приводит цифры, согласно которым президентский вэб-сайт посетили 1 миллион человек только за время первых 10 дней кампании. Напомним, что президентом США в это время был Б. Клинтон. Предвыборный штаб его противника, сенатора Доула, отметил, что его сайт посетили 9 миллионов человек с сентября 1995 по август 1996. Более того, почти 6 тысяч добровольных помощников было рекрутировано через этот сайт, чтобы принять активное участие в предвыборной борьбе.5

Еще одним, очень ярким примером достигнутого кандидатом успеха является победа Д. Вентуры на выборах губернатора штата Миннесота (США) в 1998 году. Представляя независимую Партию Реформ, Д. Вентура, естественно, не пользовался поддержкой консервативно настроенных хозяев масс-медиа. Поэтому он с помощью Интернета вошел в непосредственный контакт с избирателями, мобилизовав 3 тысячи добровольцев и собрав более 60 тысяч долларов. Оппоненты от демократов и республиканцев затратили на избирательную кампанию в совокупности около 15 миллионов долларов, в то время как Вентура одержал победу, имея в избирательном фонде 500 тысяч долларов и всего одного оплачиваемого сотрудника избирательного штаба – WEB-мастера. «Интернет стал нервной системой нашей кампании, - отметил Вентура, - WEB-сайт для нас не просто новинка, это и есть сама мобилизация в действии».6 Конечно, Вентура уже до выборов был достаточно известным человеком, спортсменом, но, тем не менее, само сопоставление цифр говорит само за себя.

Таким образом, Интернет-сайты являются наиболее востребованным видом политической коммуникации сети. Некоторые исследователи называют сайты с политическим контентом «принципиально новым и даже революционным способом публичной коммуникации субъектов политики».7 Основаниями для подобных заявлений сводятся к следующим моментам:
[103]
- На сайте можно разместить любое количество материалов. Нет ни временных, ни пространственных ограничений.
- Можно обращаться напрямую к аудитории, минуя средства массовой информации.
- Удается добиться значительной экономии при доставке информации во все концы света.
- Информацию легко обновлять. Нет нужды распечатывать брошюры и другие материалы.
- Средства информации и другие пользователи получают доступ к предложенным вами материалам 24 часа в сутки, находясь в любой стране мира.8

Сайты политических организаций и политических лидеров при грамотном подходе могут стать контролируемым средством массовой информации. Более того, они могут иметь несколько целевых аудиторий, как внешних, так и внутренних. Современные интернет-технологии позволяют сделать часть сайта доступной всем посетителям, а другую часть авторизованным пользователям. При помощи регистрации добывается дополнительная информация о посетителях. Обратной стороной регистрации является, во-первых, нарушение анонимности пользователей, а во-вторых, некоторая потеря времени при регистрации.9

Практика показывает, что наибольшее распространение получили следующие типовые информационные блоки или разделы стандартного вэб-сайта политической организации:
- история организации;
- обращение к посетителям сайта от первого лица политической организации:
- политическая программа и политическая платформа организации;
- анонсы проводимых организацией мероприятий;
- часто задаваемые вопросы и ответы на них;
- конференции для посетителей;
- вопросы представителям (руководителям) организации;
- чаты;
- обратная связь.10

Любопытной особенностью интернет-сайтов является их способность к рекрутированию сторонников и сбора средств. Р. Девис приводит данные, согласно которым 71% политических сайтов «содержат в себе предложения рекрутирования, 48% сайтов предоставляют возможность вступления в члены той или иной организации в он-лайн форме».11
[104]

Кроме того, на сайтах большой популярностью в качестве дешевого и удобного средства политической коммуникации используются форумы и чаты, то есть специальные сервисы, позволяющий политикам обмениваться текстовыми посланиями с широкой аудиторией либо в режиме отложенной коммуникации, либо в режиме реального времени. Так, например, в Германии «видные политики весьма серьезно относятся к чату на сайте www.dol2day.de. Так, Франц Мюнтеферинг, генеральный секретарь СДПГ, и Лауренц Майер, генеральный секретарь ХДС, уже неоднократно бывали его гостями и отвечали там на вопросы участников».12

Основная сила политических интернет-сайтов заключается в том, что они позволяют концентрировать различные интернет-технологии, становясь, таким образом, объединенным информационным ресурсом. В качестве ярких примеров можно представить сайты Консервативной партии Великобритании (www.conservatives.com), Лейбористской партии Великобритании (www.labour.org.uk), Демократической партии США (www.democrats.org) и Республиканской партии США (www.gop.com).

Российские партии и объединения также достаточно широко представлены в глобальной Сети Интернет. Фактически они стали частью не только политической жизни России, но и «электорального пространства», оказывая заметное влияние на предпочтения избирателей.13

Среди партий левой ориентации выделяется Сайт коммунистов (http://www.kprf.ru/). Отличительной чертой сайта КПРФ является то, что он «очень большое внимание уделяет истории своей организации. На сайте КПРФ существует даже специальный раздел «Наша история», в котором выделены подразделы: «История партии», «Календарь», «Символика», «Атрибутика».14 Большой интерес вызывает сайт политической партии «Родина» (www.rodina.ru). Сайт ЛДПР (http://www.ldpr.ru/) информирует о программе партии и ее деятельности, но, прежде всего, он рекламирует ее лидера. На сайте ЛДПР можно найти массу фотографий Владимира Вольфовича, послушать песни в его исполнении, прочитать целый ряд его политических произведений и даже кандидатскую диссертацию. После посещения сайта ЛДПР складывается сильное убеждение, что кроме Владимира Вольфовича у политической партии больше нет лидеров. Тем не менее, следует отметить, что создателями сайта ЛДПР был организован оригинальный способ саморекламы. Так, жириновцы имитировали хакерский взлом (не повредив при этом содержимого), чем привлекли к себе внимание экспертов. Тем самым [105] была спровоцирована вспышка интереса значительного числа пользователей к страничке ЛДПР.15

После появления на политической арене партии «Единая Россия», в Рунете появился сайт данной организации (www.er.ru). «Статус проправительственной партии сказывается: в наличии ссылки на сайты правительства (www.government.gov.ru) и президента РФ (www.president.kremlin.ru). Стоит также отметить малую посещаемость форума, а также огромную базу фотографий, возможно, самую большую из всех, что можно найти на сайтах политических партий».16

Сравнительный анализ сайтов российских политических партий показывает, что большинство из них рассчитывают на реализацию двухступенчатой модели коммуникации. Практически только сайты либеральных партий имеют возможности для непосредственного интерактивного общения со своими избирателями.

Примечания
1. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. М.: Издательство Михайлова, 2001. С. 77.
2. Беркгаут В.В., Чадрин И.С. Интернет: первые шаги. М.: Р-Валент, 2000. С. 11.
3. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2003. С. 117.
4. Майорова А. Девятый вал e-mail. Компьютеры и Интернет как катализаторы «информационного взрыва» // Известия. 2001. 22 марта.
5. Newman B.I. The Mass Marketing of Politics: Democracy in an Age of Manufactured Images. Thousand Oaks: SAGE Publications, 1999. P. 60.
6. Туронок С.Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 56.
7. Вершинин. Указ. соч. С. 72.
8. Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. М.: Имидж-контакт, 2004. С. 374.
9. Кеглер Т., Доулинг П., Тейлор Б., Тестерман Дж. Реклама и маркетинг в Интернете. М.: Альпина Паблишер, 2003. С. 405.
10. Чумиков А., Бочаров М. PR-кампания в Интернете // Советник. 2002. № 11. С. 47.
11. Девис Р. Сеть политики: влияние Интернета на американскую политическую систему // Актуальные проблемы Европы. Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов. М.: РАН ИНИОН, 2002. С. 138-139.
12. Хомайер М. Виртуальная политическая коммуникация между парламентариями и гражданами – новая возможность для демократической системы? На примере чата на сайте www.dol2day.de. // Роль политических коммуникаций в [106] становлении российской демократии. Материалы научно-практического семинара 25 февраля 2003 года. СПб., 2003.
13. Кузнецов И.И. Рунет как часть российского электорального пространства // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 68-77.
14. Сибиряков И.В. Предвыборная политика партий в сети Интернет // Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития. Материалы секции «Политическая коммуникация» Третьего всероссийского конгресса политологов. 28-29 апреля 2003 г. / Под общ. ред. Л.Н. Тимофеевой, Е.В. Лобзы. М.: Республиканская типография, 2003. С. 310.
15. Давыдов И. Политика – двигатель вэб-прогресса // Со-общение. 2000. №1.
16. Голотюк Я. Виртуальная многопартийность: Сайты политических партий в борьбе за электорат // Время новостей. 2004. 20 июля.
[107]

Быков И.А., Copyright ©, 2006